Это третья заповедь блаженства, данная Христом. Что в ней и о чем она?
Первая заповедь блаженства говорила о смиренных, вторая о плачущих, то третья – о кротких. Представлена она в евангелии от Матфея (Мф.5:5).
Если ее перевести на обычный язык, то заповедь будет звучать так:
"Счастливы беззлобные, так как наследуют землю"
Счастье – высшее состояние удовлетворенности. Это когда на вопрос, насколько ты удовлетворен, следует честный ответ: я счастлив. Высшая форма – блаженство.
Но, при всей понятности, такой перевод будет не совсем глубоко и точно отражает смысл этой великой заповеди..
Посмотрим глубже и основательней.
Начать стоит с конца: что такое наследовать землю?
О какой земле идет речь?
Святые делятся здесь на два лагеря: одни понимают под землей нечто духовное (уходя тем самым от земного), например, преп. Максим Исповедник. Другие, например, блаж. Феофилакт Болгарский и святитель Иоанн Златоуст понимают под этим реальную землю уже здесь, а потом уже духовная земля там.
Мне ближе понимание святителя.
Краткий пример, что такое земля.
Вот у человека есть любимая земная профессия, любимое дело и он стабилен в нем (и в исполнении своем, и в получении благо от этого), трудится на «этой земле» и земля дарит ему плоды. Его ценят, он востребован. Это и есть «земля».
Для человека такая «земля» и становится обетованной. Про таких людей говорят, что они «твердо стоят на земле». Это выражение имеет однозначный положительный и важный смысл. Противоположность этому – суета, метания, нестабильность в земном, постоянные пустые поиски и копеечная выгода, безденежье.
В этом случае - суеты и метаний - можно сказать, что человек не унаследовал землю от Бога.
Видимо, он не кроток в той мере, которую ждет от него Бог. Ведь обетование Бога таково: будь кротким, будешь счастлив и унаследуешь землю.
Наследование земли.
Землю можно купить, прихватить и захватить чужую – все это варианты человеческих действий с землей. Причем, во втором случае – преступных.
В божественном плане земля именно наследуется, то есть Бог, по состоянию твоего духа, ума, души – дает тебе землю. Сам. Земля, данная тебе, кормит тебя и ты работаешь для земли, облагораживая ее. Здесь все взаимно.
Кроткие.
Кто такие кроткие?
Этот момент требует пояснения.
Беззлобного человека называют кротким. Но это не полное и не вполне духовное понимание кротости.
Все мы видели добродушных, неагрессивных людей. Чаще в роли тех, на ком ездят другие люди. Более лукавые, манипулятивные, жесткие. Как может такое беззлобие быть добродетелью? О нем ли Христос говорит «блаженны кроткие»?
Никак.
Христос говорит о другой кротости и Сам являет Собой пример ее.
Пример кротости Христа.
Кроткий Христос имеет цель от Отца и следует ей. Бесцельный кроткий – куда идет? Он готов все подхватить, но никуда не направляется сам.
Кроткий Христос открыто обличает ложь и достаточно жестко. Жестко, требовательно, но не зло. «Порождения ехидны», «лицемеры», «доколе буду терпеть вас» - вот Слова Христа. Но в Христе нет агрессии. Он не хочет унизить, он хочет подчеркнуть ошибку и добиться божественного порядка. Итак, Христос не бесхребетен, но требователен. Он не зол. Напротив. Он прощает обидчикам. Не держит зла.
Кроткий Христос опрокидывает столы торгующих в Храме, ради духовного порядка там. Дом Бога – дом молитвы, а не торговли. Опрокидывает, восстанавливает порядок, но не делает это зло, не унижает других. Вразумляет.
Кроткому Христу бьют по щеке. Он не злится, не подставляет другую щеку. Христос кротко и мудро задает вопрос ударившему: «если Я виноват – скажи в чем, а если не виноват, зачем бьешь Меня?».
Что же эта за кротость, которую показывает Христос, и о которой говорит?
Надо укротить злое начало в себе. Злое начало – демоническое, варварское, никак не Божье. Блаженны укротившие его, с Божьей помощью. У которых божественное основание любви, добра и созидания являются жизненной платформой, основанием и критерием поступков, выборов и решений.
Наследуя землю и созидая на ней созидаешь добродетельно, а не страстно. Злое, демоническое начало - укрощено, то есть управляемо, а не управляет.
Так вот, тот, кто кроме учебы важным вещам по жизни, созидательного опыта, творчества, сотрудничества с другими, еще и сделал главное, что ожидает от него Бог – укротил свою злобу и страсти, - тот унаследует землю. Тот будет устойчиво питаться от нее и облагораживать ее в жизни своей, Богом данной.
Вот что хочет сказать Христос этой заповедью – укрощайте зло, а не делайте его платформой своей жизни, предметом гордости и основой «успеха». В очах Божьих – это не успех, а поражение.
Потому: блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Хотите поделиться по теме данной статьи – пишите в комментариях