Песочная терапия - уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении с психологом. Это возможность выразить то, для чего так трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.
Песочная терапия ориентирована на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы. Её акцент - на естественном проявлении мыслей, чувств и настроений в творчестве, принятие человека таким, какой он есть, вместе со свойственными ему способами самоисцеления и гармонизации. Это удовлетворяет потребность современного человека в наиболее естественных, комплексных способах лечения и гармонизации, в которых равную роль играют разум и чувства, тело и дух, мужские и женские качества, способность к интроспекции и активному действию.
Благодаря Карлу Густаву Юнгу (1875-1961) и Доре Калфф создание песочных картин переместилось в психологическую, психотерапевтическую плоскость и успешно в ней существует в данный момент. Иными словами, основное действие песочной терапии направлено на понимание клиентом собственных внутренних процессов как разрушительного, так и созидательного порядка.
Что же такое песочная терапия?
Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей - вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони.
Сегодня известно множество самых разных методик психокоррекции и диагностики: сказкотерапия, работа с глиной и пластилином, рисование, музыкоартерапия, и т. д.
Метод песочной терапии отличается от других форм арт-терапии простотой манипуляций, возможностью создания новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов.
Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов, придает работе с песком вид своеобразного ритуала.
Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении созданного ее Лондонского Института Детской Психологии она установила два цинковых подноса, один на половину наполненный песком, а другой водой, и формочки для игры с песком, а коробки с песком они называли «миром». Поэтому М. Ловенфельд назвала свой игровой метод «мировой методикой».
Формированием концепции «песочной терапии», занимались в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Однако, для обучающих целей уникальные возможности песка до недавнего времени практически не использовались. Чтобы заполнить этот пробел, создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом.
Некоторые свойства и особенности песка: песок - природный материал, он наполняет энергией и дает ощущение Творца любому человеку, взаимодействующему с ним; песок - очень податливый инструмент творчества, объекты из него можно легко изменять в любой момент без особого сожаления; песок — демократичный материал, он позволяет работать с собой каждому и даже тому, кто не обладает особым художественным даром, а потому боится оценки и отказывается рисовать. Песок успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды. Песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях, что самым положительным образом сказывается на работе всех внутренних систем человеческого организма; песок и работа с ним требует времени, он обучает человека терпеливости.
Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребёнка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребёнку в: развитии более позитивной Я - концепции становлении более ответственным в своих действиях и поступках; выработке большей способности к самопринятию развитии полагания на самого себя; овладении чувством (само)контроля; развитии сензитивности к процессу преодоления трудностей; развитии самооценки и обретении веры в самого себя.
Показания к песочной терапии
Как правило песочная терапия используется не с первой встречи, за исключением, когда клиент специально направлен для процедуры песочной терапии. Рекомендуется предлагать песочную терапию в случае, если клиент: неспособен объяснить словами то, что он чувствует или думает; ограничен в проявлении своих чувств; переживает экзистенциальный или возрастной кризис; имеет психологическую травму; имеет проблемы в принятии решения.
Противопоказания к использованию песочной терапии
Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях: дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ); эпилепсия или шизофрения; клиент с очень высоким уровнем тревожности; клиент с неврозом навязчивых состояний; аллергия на пыль и мелкие частицы; легочные заболевания; кожные заболевания и порезы на руках. Однако ряд психологов используют песочную терапию с детьми с СДВГ. На сколько это эффективно с такими детьми, трудно сказать, пока можно опираться на обратную связь с родителями этих детей.
Принципы песочной терапии: Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями детских игр и детских сказок – на основе этого принципа песочной терапии осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Осмысление опыта и ситуации – разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Этот принцип песочной терапии позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы. Принцип обмена – в играх с песком ребенок и психолог легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами.
Таким образом песочная терапия позволяет построить партнерские взаимоотношения. Принцип оживления абстрактных символов – песочная терапия позволяет сформировать чувство реальности происходящего. Какова же структура занятий по методу «песочная терапия для детей»? Сначала ребенку рассказывается, что из песка можно что-то построить, а можно на нем рисовать; по желанию, в песок добавляется вода; предлагается набор фигурок. Затем ребенка просят взять корзинку, набрать фигурок, которые понравились. Инструкции можно давать следующие: «Построй сказочный город», «Построй сказочный мир», «Построй город своей мечты». У детей, в отличие от взрослых, картины редко бывают статичными. Как правило, строя сказочный мир, ребенок разыгрывает сцены, озвучивая своих героев. Даже «молчуны» после нескольких занятий начинают проявлять свои эмоции в звуках, словах, репликах. Кстати, это ещё одно яркое подтверждение тому, что песочная терапия непосредственно влияет на развитие речи у детей.