Найти тему

Киноискусство: зарождение

Оглавление

Привычное всем и каждому кино настолько органично и прочно вошло в жизнь каждого современного человека. Поэтому многие даже не задумываются о том, что оно существовало не всегда. 

Один из первых проекторов
Один из первых проекторов

Появление нового вида зрелища

В действительности этот интереснейший и сложнейший в творческом и техническом плане вид столь популярного сейчас искусства развивался постепенно. 

Появился он в конце XIX века когда в культуре господствовал стиль модерн, а научные открытия рождались практически ежедневно. 

Главным изобретением, давшим толчок к развитию кино, стала фотография. В то время специалисты уже добились фиксации на пленке не единичного, а сразу множественных изображений. 

Очень скоро французами Л. ЛепренсомЭ-Ж. Маре и великобританцем М. Эвансом были изобретены и внедрены в массовое производство проекторы, позволявшие создавать оптимальное для зрителей восприятие зрелища. Лента в аппаратах могла двигаться, в результате чего запечатленные на ней картинки оживали. Однако до общедоступных сеансов было еще очень далеко. 

Истинными пионерами в области кино, как одного из основных видов искусств, стали братья Жан и Огюст Люмьер. В конце XIX века они получили патент на открытие синематографа. В то время новый прибор, способствовавший его зарождению, всего лишь помогал передавать движущееся изображение. 

Братья Люмьер
Братья Люмьер

Зимой, перед самым новым 1896 г., на знаменитом бульваре Капуцинок в Париже состоялась демонстрация первого фильма «Рабочие, покидающие фабрику Люмьера». Несмотря на то, что публика была малочисленной, успех картины превзошел все ожидания. 

А уже в начале наступившего года с блеском прошла премьера знаменитой ленты «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота». Надвигающийся на зрителей паровоз создавал поистине непревзойденное и не испытанное ранее впечатление. 

Наибольшей же любовью публики пользовалась комедия положений «Политый поливальщик» (1895). 

Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота
Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота

Вскоре люди уже толпами валили в залы, чтобы увидеть такое потрясающее зрелище своими глазами. Поскольку длина рулона пленки в то время составляла всего 15 м, то все произведения киноискусства занимали не более 1,5 минут экранного времени. Но подобная краткость нисколько не мешала зрителям наслаждаться восхитительным зрелищем. 

Особенности первых фильмов

Начальные картины не отличались особыми художественными изысками, но не избалованная эффектами публика и не требовала от их создателей большего. Кино в то время представляло собой, скорее, не искусство, а аттракцион. 

Элементы художественности в нем появились тогда, когда были предприняты первые попытки создания особого языка кинематографа — монтажа. Родоначальником здесь можно считать представителей Брайтонской школы, использовавших движение камеры, панорамирование и разноплановую съемку. 

Известный режиссер Ж. Мельес активно применял особые приемы при создании своих лент «Золушка» (1899), «Путешествие на Луну» (1902), «Невероятное путешествие» (1904) и других произведений нового искусства. Однако цель его состояла не в том, чтобы удивить зрителя, а в том, чтобы повествование в фильмах не было обрывистым. В результате в картинах «Человек-оркестр» (1900) или «Душ полковника» (1904) рассказывалась последовательная, захватывающая публику, история. 

Процесс съёмок
Процесс съёмок

Режиссер Д. А. Смит продвинулся в еще дальше, обогатив сюжет элементами разноплановости и темпо-ритма. Его короткометражная лента «Нападение на миссию в Китае» (1900) считается специалистами в области кино первым в истории искусства боевиком. Произведение было создано с использованием параллельного монтажа, позволяющего показывать события, совершающиеся в разных местах. 

В «Бабушкиной лупе» (1900) постановщик великолепно применил смену планов, а в «Злоключениях Мэри Джейн» (1903) их создавалось уже больше десятка. Кроме того, в фильмах появилась двойная экспозиция и углубленная мизансцена.

Братья Люмьер
Братья Люмьер

Еще дальше пошел режиссер Э. Портер, также внедривший в своей нашумевшей картине «Большое ограбление поезда» (1903) параллельный монтаж. До сих пор его открытие, когда герой с экрана стрелял прямо в зрителей, считается исключительно эффектным и нисколько не устаревшим. 

Но окончательно кино стало достоянием масс тогда, когда появился первый специально оборудованный зал. Им стал питтсбургский «Никелодеон», начавший свою работу в 1905 г. А уже через 2 года в Америке, Англии и Франции повсеместно начали открываться имевшие огромную популярность у широкой публики заведения для коммерческой демонстрации лент. 

Процесс съёмок
Процесс съёмок

Стоит сделать вывод, что идея зарождения кинематографа просто витала в воздухе. Поэтому первопроходцы тех лет с истинным блеском уловили, внедрили и развили ее настолько, что новое искусство стало быстро набирать обороты. Те же, кто шел по нетронутой целине и создавал новые произведения, заложили основы столь мастерских приемов, которые не устарели и по сей день.

——————————————————————————————————

Смотрите также:

——————————————————————————————————

Канал о литературе «Поэтический кабачок»:

Поэтический кабачок | Yandex Zen

——————————————————————————————————

Поддерживайте нас на бусти (для карт РФ):

ЛитМузБес - Об искусстве и истории

——————————————————————————————————

Подписываетесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии (они нам очень помогают), а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊