Не секрет, что поклонников корейских исторических сериалов (дорам) привлекает не только сюжетная линия, но и изысканные интерьеры, природные ландшафты и конечно традиционный национальный костюм - ханбок. Одной из наиболее узнаваемых деталей исторического мужского костюма является традиционная черная корейская шляпа кат, сделанная из конского волоса. Шляпа кат являлся типичным повседневным мужским головным убором в эпоху Чосон. Мужчины носили головной убор, как на улице, так и в помещении. Шляпа была обязательным элементом одеяния высокопоставленных слоев корейского общества. Она не защищала своего владельца ни от холода, ни от дождя. Наоборот, во время дождя ее саму надо было предохранять, надевая на нее конусообразный колпак калъмо (갈모) из промасленной бумаги, напоминавший в раскрытом виде зонтик и складывавшийся подобно вееру.
Внутри шляпы на макушке волосы собирали в пучок, подобранным вверх и скрученным в виде шиньона. В сущности, корейская шляпа кат не что иное, как чехол для этого шиньона, который играет важную роль в обычаях корейцев: он заплетается и подвязывается таким образом в знак женитьбы; холостые носят косу и не могут подвязывать на макушке головы такой шиньон. Шляпу завязывали лентами у подбородка. Со временем ленты приобрели вид длинных бус из черепахового панциря, янтаря, горного хрусталя. Они служили в большей степени украшением, придавая нарядность строгому головному убору, отражая личные вкусы владельца шляпы, подчеркивая его социальный статус. Цепочки драгоценных бус назывались катккын (갓끈).
При встрече с человеком в таком головном уборе простолюдину следовало остановиться и, низко поклонившись, ожидать, пока знатная персона не проследует мимо. Ширина полей шляпы менялась в зависимости от моды. Например, в XVII-XVIII веках были приняты шляпы с очень широкими полями.
Существовала шутка, что из-за размера шляп трое мужчин уже не могут разместиться в одной комнате. В середине XIX диаметр полей достигал 70 сантиметров. Вариантов шляп было великое множество. Они были предназначены для королей, военных, студентов, монахов и даже маленьких мальчиков, названия у них тоже были разные, как и цвета.
Одни шляпы носили на важные церемонии, приёмы, свадьбы, похороны, другие одевали для повседневной жизни. Стремление подчеркнуть свою социальную значимость привело к образованию такого своеобразного головного убора, повлекшего за собой образование настоящей «шляпной индустрии». После отмены сословных разграничений шляпы начали носить представители всех слоев населения. С начала XX века эта шляпа стала национальным головным убором корейских мужчин. Перефразируя знаменитое выражение, хочется воскликнуть: «Оh, my кат!», как же важен был этот предмет одежды в Корее, если без него нельзя было выйти в свет, а снимали его только ложась спасть!
А Вы знаете, что…
Южная Корея испытывает дефицит мастеров декоративно-прикладного искусства, обладающих навыками изготовления исторических головных уборов, а молодежь не проявляет интерес к этой области. Поэтому государство старается всячески поддержать и привить интерес у подрастающего поколения. Ремесленники, которые делают каты, называются касильчан (갓일장).
Благодаря популярности сериала Netflix «Королевство» корейская мужская шляпа кат стала хитом электронных продаж на Amazon.