Найти тему
Издательство PRINCIPIUM

Георг Риттер фон Трапп. До последнего салюта

Георг фон Трапп, самый успешный из австро-венгерских подводников Первой мировой войны, стал известен не только любителям истории, но и всему миру как прообраз героя знаменитого киномюзикла «Звуки музыки» (1965 г., получил пять «Оскаров») — истории семейного музыкального ансамбля. В его книге, написанной в 30-х годах прошлого века, идет речь о военном периоде жизни автора. В отличие от множества тяжеловесных, перегруженных датами и цифрами мемуаров, наводнивших европейский книжный рынок после подписания Версальского мира, книга фон Траппа — искренний, правдивый и увлекательнейший рассказ о повседневной жизни доблестного и благо- родного офицера-подводника. Его приключения, ставшие легендарными еще в годы войны, в послевоенное время послужили основой многих художественных сюжетов различных авторов, публиковавшихся уже без упоминания их истинного героя.

Георг Людвиг Риттер фон Трапп родился 4 апреля 1880 года в семье Августа и Хедвиг Веплер фон Трапп в городе Зара на побережье Далмации, тогда принадлежавшем Австро-Венгерской империи. Его отец, капитан 2-го ранга Август фон Трапп, будучи командиром брига «Сайда», проявил героизм, спасая свою команду в тяжелый шторм у мыса Фаро, за что был награжден орденом.

С 1 сентября 1894 по 1 июля 1898 года Георг фон Трапп учится в Императорской и Королевской морской академии в Фиуме. Чтобы стать офицером Его Величества, в программу обучения включались этикет, танцы и уроки игры на скрипке, потому что офицеры присутствовали на различных светских мероприятиях, включая и придворные балы. Для этого им требовалось умение себя вести и выбирать приличествующие темы для разговора.

1 июля 1898 года Георг выпускается из академии морским кадетом второго класса и, как это было заведено, уходит со своим выпускным классом в большое плавание в Восточную Азию. Они добрались до Австралии, затем поднялись к побережью Китая, проводя картографические измерения.

Из путешествия корабль вернулся в Пола 25 ноября 1899 года, и Трапп получает назначение в команды старых линейных кораблей — сначала «Тегетгоф», а затем «Вена». Когда в Китае в 1900 году началось враждебное иностранцам восстание «боксеров», Австро-Венгрия, как и другие великие державы, отправила военные корабли в Восточную Азию для защиты своих граждан. На линкоре «Императрица и Королева Мария Терезия» Георг фон Трапп покинул порт Пола 23 июня 1900 года и 7 августа прибыл в Таку Бид. 20 сентября он участвует в штурме форта Бэйцань, за что в 1901 году награждается Серебряной медалью второго класса за отвагу.

В октябре 1901 года на корвете «Дунай» Трапп возвращается на родину с повышением в чине до морского кадета первого класса после сдачи соответствующего экзамена. На следующий год после нескольких походов по Адриатическому морю он успешно сдает экзамен на звание морского офицера и до 1904 года проходит службу на бронированном крейсере «Сигетвар».

В 1904 году Георг фон Трапп оканчивает военно-аэронавтический курс в Вене, что для того времени оказывается весьма дальновидным поступком, указывающим на понимание молодым офицером роли, которую будет играть в грядущей войне тогда еще только встающая на ноги авиационная наука. Это доказали позже в 1914–1918 годах императорские и королевские военно-морские летчики, отличившиеся мастерством и эффективностью.

Уже в эти годы в нем росло желание заняться вооружением подводных лодок несмотря на то, что первая императорская и королевская подводная лодка U-1 сошла со стапеля только 10 февраля 1909 года, а 3 апреля этого же года к ней присоединилась вторая подводная лодка U-2. В течение 1910 года обе боевые единицы были укомплектованы и 15 апреля и 22 июня 1911 года соответственно вошли в состав военно-морского флота.

После двухлетней службы на миноносце в 1908 году Георг отправился в Фиуме для изучения проектирования и производства торпед и подводных лодок на заводе Уайтхеда.

С 1 июля 1910 до 2 июля 1913 года фон Трапп командует новой лодкой U-6 того же класса, что и U-5, которую также построила верфь Уайтхеда в Фиуме. Примечательно, что на U-6 его вторым помощником служил Эгон Лерч, отличившийся в Первой мировой войне в качестве командира подводной лодки U-12.

По окончании службы на U-6 фон Трапп проходит еще один высший офицерский артиллерийский курс в Пола и назначается командиром старого миноносца «52-T», на котором и встречает войну.

Мир, в котором родился Георг фон Трапп, изменился в результате Первой мировой войны. Той войны, в которой он принял участие на стороне Австро-Венгерской империи и на которой так отличился; той войны, что ознаменовала конец эпохи мощных европейских монархий с развалом династий Габсбургов, Гогенцоллернов и Романовых и создала условия социальной и политической нестабильности, заложившей основу для дальнейших конфликтов ХХ столетия в Европе и во всем мире.

В августе 1914 года с убийством в Сараево австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда и его супруги завершилось столетие всеобщего мира.

Австро-Венгрия, объявив войну Сербии, вынудила царя начать всеобщую мобилизацию своей огромной армии для защиты сербов. Германцы из-за угрозы своим территориям вследствие русской мобилизации объявили войну России и в соответствии со своим давно подготовленным планом войны на два фронта первыми напали на Францию, объявив войну союзникам Российской империи. Затем в соответствии с упомянутым планом германская армия вторглась в нейтральную Бельгию, на что британцы отреагировали, объявив войну Германии. Итальянцы попытались сохранить нейтралитет, но перешли на сторону Антанты в мае 1915 года.

По мере развития военных действий Германию и Австро-Венгрию (позже к ним присоединились Османская империя и Болгария) стали называть «Центральными державами». Британия, Франция и Россия получили название «Союзных держав», к которым постепенно присоединился с десяток других стран по всему миру, включая и Соединенные Штаты Америки.

Звездный час для фон Траппа настал в тот апрельский день 1915 года, когда он сдал командование «52-Т» и стал командиром старой подводной лодки U-5.

Австро-Венгерский флот вступил в Первую мировую войну, располагая шестью лодками, плюс одной на подходе. Две из них (U-1 и U-2) стояли на верфи, на них шли работы по замене бензинового двигателя на дизель. После посещения в США фирмы Симона Лэка австро-венгерская делегация заказала ему проект подводной лодки. Контракт был подписан 24 ноября 1906 года. Лодки строил Военно-морской арсенал в Пола. Строительство U-1 началось 2 июля 1907 года, а 10 февраля 1910-го она была представлена на испытания. U-2 заложили 18 августа 1907 года, а 3 апреля 1909-го спустили на воду и после обширных испытаний в 1909–1910 годах приняли в состав флота.

Австро-венгерские подводные лодки в 1914 году имели небольшие размеры, были переполнены, ненадежны и должны были находиться над водой большую часть времени. Маневр погружения первоначально помогал лишь уйти от врага. В надводном положении подводные лодки Центральных держав питались от дизельных двигателей (старые модели австрийских лодок использовали бензиновые моторы) и могли развивать ход от 12 до 14 узлов, лодки меньших размеров были медленнее. Лодки вентилировались в надводном положении, уменьшая негативные последствия выхлопных газов на экипаж. В это же время заряжались батареи для электродвигателей, приводивших лодку в движение под водой, когда дизельные двигатели работать не могли. В подводном положении лодки могли развивать в лучшем случае две трети от своей надводной скорости и находились под водой, пока позволяло качество воздуха в лодке или оставался заряд в батареях. Разумеется, чем быстрее двигалась лодка, тем быстрее разряжались батареи. В результате на начальном этапе войны предпочтение отдавалось артиллерийским атакам в надводном положении, что также экономило и ценные торпеды. Однако усиление средств противолодочной обороны все чаще вынуждало лодки прибегать к погружению.

В начальный период войны на действия подводных лодок распространялись ограничения в соответствии с международными правовыми соглашениями. К их числу относилась необходимость определения национальной принадлежности судна перед атакой, предупредительный выстрел как сигнал судну остановиться, досмотр судна на предмет контрабанды, предоставление команде судна возможности его покинуть перед потоплением. Все эти ограничения пере- стали действовать со временем, когда стала ясна мрачная реальность боевых операций субмарин. Политика неограниченной подводной войны являлась основной причиной вступления в войну Соединенных Штатов.

Тяжелые условия делали службу на подводных лодках крайне опасной и требующей максимальной самоотдачи. Этот вызов был принят отважными людьми, служившими нации с мужеством и честью, — такими, как капитан фон Трапп.

ЗАКАЗАТЬ КНИГУ