Найти тему

Проблема личности и способы её решения

В современности очень широко распространено такое понятие, как «личность». Мы часто слышим и употребляем выражение «Я - личность». Все люди, а в особенности молодежь, стремятся эту самую личность реализовать. Но знаете ли вы, что именно значит это слово? Давайте разберемся.

Первоначально слово «личность» обозначало маску, которую надевал античный актёр. Затем оно стало означать самого актёра и его роль. В настоящее время же данное понятие употребляется для обозначения человека с социально значимыми качествами.

Однако не всякий человек является личностью и в качестве аргумента, подтверждающего эту мысль, можно привести фразу российского психолога А. Г. Асмолова: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».

Проблема личности всегда была значимой для человечества и рассматривалась с разных позиций, некоторые из которых представлены в этой статье.

В психологии данное понятие является базовой категорией, поскольку оно уникально по своей сложности и многогранности. Однако в структуре личности существуют и такие социально обусловленные элементы, как природные, органические стороны, черты индивида. Если говорить более простым языком, то индивида принято представлять как «организм» и «личность». Первое понятие означает совокупность всего того, что представляет биологическую природу человека и является предметом изучения биологических наук. Второе же обозначает такие стороны природы человека, которые по своему объективному характеру выступают в качестве высших его свойств и интегрирующих функций. Однако наиболее важным в понятии «личность» является то, что оно употребляется нами к человеку лишь с некоторого этапа его развития. И важным выводом является следующий факт: «личностью не рождаются, личностью становятся». Именно поэтому мы не говорим о личности новорождённого или личности младенца, хотя черты индивидуальности на данном этапе развития проявляются довольно ярко.

В литературе используется немного другой подход к пониманию внутреннего мира человека. Многие писатели являются отличными психологами, а их литературный дар помогает облечь увиденное и воспринятое в прекрасную языковую форму. Перед нами предстают не отвлеченные рассуждения, а конкретные образы людей с их мыслями, чувствами, поступками. В художественной литературе разнообразие жизнеописаний личности представляет внутренний мир различной сложности и жизненные пути, в разной мере приближающие человека к своему предназначению.

Проблема человека в литературоведении решалась с помощью понятий «образ», «характер», «герой», «человек», а в настоящее время вводится термин «художественная концепция личности», который помогает анализировать героя, обратить наше внимание на те детали, которые передают информацию о мыслях, мировоззрении, переживаниях и амбициях персонажа.

Эталоном единства внутреннего мира и внешности персонажа является облик Печорина из романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, чей образ довольно неоднозначен и противоречив. Офицер - человек неплохой, но всё ему в жизни скучно, и по его вине страдают окружающие люди.

Нельзя не обратить внимание на контрастный образ Татьяны из романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Девушка, напоминавшая бесчувственную статую, в финале раскрывает подлинные эмоции, нежную и ранимую душу.

По мнению Льва Толстого, именно напряженная работа мысли и сердца является главным признаком личности, сущностью человека.

Данные позиции имеют общие черты в рассмотрении проблемы личности, поскольку сегодня психологи часто используют примеры из художественной литературы как иллюстрации к полученным с помощью научного анализа закономерностям, что позволяет придать объемность и жизненную достоверность «сухим» фактам. Более половины молодых людей ориентируются на жизненные идеалы в соответствии с любимыми героями художественной литературы, так как её богатый опыт представляет собой некую опору, отражающую систему ценностей человечества.

Завершая данную статью, хочу сделать следующий вывод: проблема личности находит своё решение во всех аспектах жизнедеятельности, которые тесно связаны между собой и требуют особого внимания для дальнейшего развития человека и его моральных качеств, черт индивидуальности, свойственных самой личности.