Найти тему
Senkin

Кузнецов, Михаил Васильевич: жизнь и детали биографии дважды героя СССР

Оглавление

Лётчик-ас, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации, военный лётчик.

Ранняя жизнь

Кузнецов родился 7 ноября [О.С. 25 октября] 1913 года в русской семье в деревне Агарино, расположенной в пределах современных границ Московской области. Переехав в город Москву в 1921 году, он окончил седьмой класс школы в 1930 году, после чего до 1932 года работал электриком на кожевенном заводе. С тех пор и до поступления на военную службу в середине 1933 года он работал в комсомоле Кировского района города, занимая должности заместителя председателя бюро юных пионеров, секретаря университетского комитета комсомола и секретаря заводского комитета комсомола. После окончания Ейского военного училища морской пехоты и летчиков-наблюдателей в декабре 1934 года он был назначен пилотом в 6-ю легкую бомбардировочную авиационную эскадрилью. Позже он перевелся в 106-ю истребительную авиационную эскадрилью, а в августе 1938 года стал адъютантом и помощником командира эскадрильи в 15-м истребительном авиационном полку. В этой должности он участвовал в боевых действиях во время советского вторжения в Польшу, а затем в Зимней войне с Финляндией, во время которой он совершал боевые вылеты на И-153. После ухода с фронта он посещал курсы подготовки командиров эскадрилий в Липецке.

Вторая мировая война

Почти сразу после завершения обучения на командира эскадрильи в июне 1941 года он был направлен со своим предыдущим полком для борьбы с немецким вторжением в Советский Союз; перед тем, как покинуть подразделение в марте 1942 года, он был повышен до штурмана; после краткой службы в качестве заместителя командира 1-го резервного истребительного авиационного полка он принял командование из 814-го истребительного авиационного полка в июне того же года. Несмотря на то, что он занимал высокий пост командира полка, он часто совершал боевые вылеты и участвовал в воздушных боях, в результате чего он сбил достаточно самолетов противника, чтобы 2 августа 1943 года быть номинированным на звание Героя Советского Союза за 245 боевых вылетов, участие в 53 воздушных боях и одержал 17 одиночных воздушных побед. В том же месяце его полку было присвоено гвардейское звание и переименовано в 106-й гвардейский истребительный авиационный полк. Позже, во время войны, 22 февраля 1945 года он и его товарищи, летевшие в группе из шести Як-1, участвовали в интенсивном воздушном бою с большой группой немецких FW-190; во время боя Кузнецов лично сбил два из них. В апреле он был номинирован на вторую золотую звезду, которая была вручена после капитуляции нацистской Германии.

На протяжении всей войны он сражался на Северо-Западном, Ленинградском, Калининском, Западном, Юго-Западном, 1-м Украинском и 3-м Украинском фронтах, участвуя в боях за Ленинград, Прибалтику, Курск, Львов, Силезию, Берлин и Прагу. Во время конфликта его подразделение было одним из самых результативных истребительных полков в советских военно-воздушных силах, насчитав 296 сбитых самолетов противника в дополнение к 18 уничтоженным на земле. К концу войны он совершил 344 боевых вылета, участвуя в 73 воздушных боях, в том числе 19 одиночных и один совместный сбитый самолет на самолетах МиГ-3, Як-1 и Як-9.

Послевоенный период

Кузнецов оставался командиром 106-го гвардейского истребительного авиационного полка до июля 1945 года. С тех пор до февраля 1946 года он служил заместителем командира 11-й гвардейской истребительной авиационной дивизии, затем учился в Военно-воздушной академии в Монино. После окончания академии в 1951 году он возглавлял Черниговскую военную авиационную школу пилотов до декабря 1955 года, а затем в течение следующих четырех лет возглавлял 10-ю военную авиационную школу. Ранее, в 1959 году, он был повышен в звании до генерал-майора. С декабря 1959 по октябрь 1961 года он был заместителем командующего 69-й воздушной армией, после чего стал заместителем командующего 37-й резервной воздушной армией, где оставался до декабря 1969 года. Затем он служил заместителем командующего военно-воздушными силами Московского военного округа, пока не уволился из армии в феврале 1974 года; в 1972 году он был показан в советском журнале "Авиация и космонавтика" в статье о его военных подвигах, а также о его статусе генерала. После увольнения из ВВС он работал старшим инженером, начальником сектора, а затем ведущим инженером в Научно-экспериментальном центре автоматизации управления воздушным движением. Выйдя на пенсию в 1988 году, он жил в Москве, где скончался 15 декабря 1989 года и был похоронен на Троекуровском кладбище.