В дорожном хозяйстве БПЛА активно используются при проектировании и мониторинге. Про инженерные изыскания и обследование строительства трасс написано много работ. В этой статье речь пойдет о применении беспилотных технологий при расследовании и предотвращении дорожно-транспортных происшествий.
Способы оценки места ДТП
В процессе осмотра места ДТП стандартным методом сотрудники ГИБДД проводят наземную видео- и фотосъемку, а также вручную составляют схему происшествия, измеряя расстояние между объектами рулеткой. Точность таких данных может вызывать вопросы, к тому же длительный осмотр места происшествия (порядка 25-40 минут) создает еще большие заторы на дороге.
Альтернативным способом фиксации обстоятельств ДТП является лазерное сканирование, но оно требует больших финансовых затрат и временных ресурсов на обучение сотрудников ГИБДД работе в специализированном ПО. К тому же, преимущество в получении детальной цифровой модели даже в густозалесенной местности в данном случае не релевантно, так как ДТП редко происходят под кронами деревьев.
Специалисты и исследователи больше верят в перспективность осмотра мест дорожно-транспортных происшествий с помощью БПЛА с последующей обработкой данных в фотограмметрическом ПО. В программе получаются цифровые модели местности участка ДТП и текстурированные полигональные модели транспортных средств с максимально точной фиксацией всех повреждений. Это позволяет проводить не только автотехнические, но и транспортно-трасологические экспертизы, а еще шире смотреть на причины аварий.
Приведем пример. Зима, пригород. Автомобиль занесло на противоположную сторону, где он столкнулся с другим транспортным средством. Какие могут быть причины аварии? Например, обледенелое покрытие, которое сотрудник ГИБДД может не заметить под свежевыпавшим снегом. Однако если произвести аэрофотосъемку места происшествия, а потом обработать данные, можно построить в том числе и цифровую модель местности. Она наглядно проиллюстрирует островки наледи, которые возвышаются над поверхностью дорожного покрытия.
Что касается временных затрат, в одном исследовании было экспериментально доказано, что фиксация с воздуха положений объектов, транспортных средств и следов их движения на проезжей части занимает порядка пяти минут (в отличии от 25-40 минут при традиционном подходе).
Пилотный проект в Казахстане
Проект по осмотру мест дорожно-транспортных происшествий с помощью БПЛА с последующей обработкой данных в ПО Agisoft Metashape Professional провел Восточно-Казахстанский технический университет совместно с Департаментом полиции по Восточно-Казахстанской области. Одним из руководителей этой инициативы был Александр Игнатьевич Недобитков, кандидат технических наук, старший научный сотрудник Центра опережающего развития Veritas. Говоря о внедрении беспилотных технологий при осмотре мест ДТП, он отмечает:
«Мы предлагаем использовать съемку места ДТП с последующей обработкой в программе Agisoft Metashape Professional в целях достоверного и качественного анализа механизма ДТП. Необходимо отметить, что согласно п. 281 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения» допускается оформление схемы места совершения административного правонарушения с использованием автоматизированных систем».
Подытожим. Использование съемки с БПЛА позволяет обеспечить:
- полноту и объективность, основанную на фотограмметрическом методе получения координатной информации, необходимой для дальнейших измерений;
- скорость (фиксация обстановки места ДТП окончена сразу же после фотографирования, а не после составления схемы);
- минимизацию времени пребывания сотрудников полиции на проезжей части, что снижает риск заторов на улично-дорожной сети.
Предотвращение ДТП
Правильно спроектированные дороги — залог безопасного вождения, и при их реконструкции, так же как и при строительстве применение беспилотных технологий будет значительным преимуществом.
Так, в одной из научных работ предлагаются конкретные изменения в организации движения на площади Ушакова (г. Усть-Каменогорск). Исследователи провели АФС и обработку материалов в ПО Agisoft Metashape Professional, позволившем проанализировать геометрические характеристики развязки. После получения данных об интенсивности и составе транспортных и пешеходных потоков специалисты предложили:
— уменьшить длину направляющего островка;
— увеличить ширину кольцевой проезжей части в створе одной из улиц до 13,2 м;
— разрешить левый поворот с четвертой полосы движения.
Эти рекомендации носят, скорее, иллюстративный характер, так как целью работы не ставилась детальная разработка организации дорожного движения на площади Ушакова. Тем не менее даже эти меры позволят снизить риск возникновения ДТП и улучшить транспортную обстановку на участке.
Таким образом, беспилотные аппараты вкупе с фотограмметрическим ПО могут сделать работу ГИБДД эффективнее: временных затрат меньше, точность данных выше.
О других сферах применения БПЛА и возможностях Agisoft Metashape Professional можете узнать на нашем сайте.
#ДТП #авария на дороге #дорожное происшествие #agisoft #обработка данных #беспилотники #дроны #геоскан #аэрофотосъемка