Найти в Дзене
То, что нужно!

Налоги и их функции

Оглавление

В любом современном государстве основной двигатель воздействия на рыночную экономику – это налоги. Изменения в налоговой системе всегда происходят вместе с изменением устройства государств. Такая система базируется на различных актах и аспектах законодательства государства, которые влекут за собой порядок взимания налогов с общественности и определяют элементы налогообложения. Взаимоотношения между предпринимателями, разного рода форм собственности, банками и всеми вышестоящими организациями определяет налоговая система. Вместе с этим налоги регулируют внешнеэкономическую деятельность государства, которая, в свою очередь, включает в себя хозяйственный расчётный доход, иностранные инвестиции и прибыль предприятий. Налоговая система используется государством как регулятор воздействия на неблагоприятные явления рынка в условиях рыночной экономики. Такой метод применяется для экономического воздействия на состояние научно-технического прогресса и на производство.

На данном этапе Российская экономика имеет ряд недостатков, требующих решения. Сейчас формирование эффективной бюджетной политики имеет огромной значение, так как благосостояние такой страны как Россия в полной мере зависит от благополучия на всей её территории. Ключевой недочёт налоговой системы в Российской Федерации заключается в том, что она направлена на полное устранение дефицитности бюджета путём изъятия доходов предприятий. Нет обильной координации налоговой системы с развитием экономики и деятельностью непосредственных её субъектов, а именно – предприятий.

Налоги как экономическая основа

С древних времён основной способ добывания государством денег являются налоги, наряду с военной добычей. Несмотря на то, что история налогообложения занимает много тысячелетий, стоит отметить, что на этапе своего зарождения налог являлся экономической категорией, и лишь относительно недавно стал правовой.

У большинства экономистов принято считать, что в истории налогообложения существует три этапа.

Первый этап – Древний мир и Средние века. Именно здесь зарождаются налоги и происходит их развитие. Дань с завоёванных территорий является первичной формой налоговой системы. В обмен на это завоеватели обещали неприкосновенность к частной собственности и защиту от других потенциальных захватчиков. Изначально такой данью были все общественные блага, начиная от меха и шкур зверей и заканчивая мясом животных и рыб. Налоги действовали в виде бессистемных платежей, которые взимались в натуральной форме. Вследствие развития товарных отношений налоги приняли форму денег. Они становятся основными источниками доходов государства наряду с регалиями, военной добычей и доменами.

Самым ярким примером в развитии налоговой системы является Рим. Именно там были организованы первые учреждения для контроля за сбором налогов.

-2

Второй этап значительно отличается от первого, так как после изменений налоги становятся ключевым притоком финансирования в государственную казну. Также после прихода буржуазии к власти многих государств Европы ждали кардинальные изменения налоговой системы, так как она больше не являлась признаком рабства. Налог становится показателем свободы граждан и своего рода институтом, который связывал государство и человека. Принцип установления налога представительными органами власти, а именно парламентом, становится одним и первых принципов налоговой системы. Акцизы, подоходный и подушный налог появляются в большинстве Европейских стран.

В 19 веке начался третий этап развития налоговой системы. Роль законодательства во взимании налогов возрастает, а количество самих налогов значительно падает. Конструкция современной налоговой системы появляется после Первой мировой войны. Налоговые реформы, которые были нацелены на стабилизацию налоговой системы в западноевропейских странах, были проведены в начале 80-х годов.

Как уже было упомянуто ранее, система налогообложения является основным элементом рыночной экономики. В соответствии со статьёй 8 налогового кодекса российской федерации налог – это безвозмездный и обязательный платёж, взимаемый как с юридических, так и физических лиц в пользу государству или муниципальных образований, основанный на специальном налоговом законодательстве. Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. Изначально можно считать, что налогообложение было некоем жертвоприношением, ведь не было никаких законов, регулирующих сбор этих самых налогов и становилось принудительной платой.

Экономическая первооснова налоговой системы описывается денежными отношениями, которые складываются у государства c физическими и юридическими лицами. Налоги появились вместе с товарными производством и делением общества на классы, поэтому требовались средства на содержание флотов, армии и т. д. Существование государство воплощено в налоговых отношениях. Изъятие государством в пользу ВВП в виде обязательного взноса и есть основная сущность налогов.

Вообще, с экономической точки зрения, налоги – метод косвенного регулирования процессов экономики на макроуровне и вместе с этим – инструмент фискальной политики.

Если рассматривать с юридической же точки зрения, налоги – это специфические обязательства, одной стороной которых является государство, а другой – субъект налогообложения, на которого и наложена ответственность и обязанность в выплате безвозмездных платежей в бюджет по налоговому законодательству.

-3

Виды налогов

На группы экономических агентов различные налоги действуют по-разному. Так принято выделять несколько типов налогов, имеющих свои виды согласно налоговому кодексу Российской Федерации.

К видам налогов по объекту выделяют прямые и косвенные. Первые взимаются с юридических и физических лиц, а именно с их доходов. Налог на имущество, на прибыли и подоходный налог относятся к прямым налогам. Однако деятельность, ресурсы, услуги и товары облагаются уже косвенными налогами, к которым относятся налог с продаж, различного рода акцизы, импортные пошлины и налог на добавленную стоимость.

Говоря именно про характер налогообложения, то можно выделить пропорциональные налоги, прогрессивные (чем больше доход, тем больше налог) и регрессивные (чем меньше доход, тем больше налог).

Также существуют налоги, виды которых делятся по принципу целевого использования, а именно маркированные и немаркированные. В данном случае маркировка – это соединение самого налога с направлением расходования денежных средств. Налог можно назвать маркированным только в том случае, когда у него есть целевой характер и средства не расходуются ни на что иное, кроме поставленной цели. Самым ярким примером маркированного налога являются платежи в пенсионный фонд. Но важно помнить, что немаркированные налоги также имеют свою роль. Именно они создают условия для гибкости политики бюджета. Могут расходоваться государственными органами в те области жизнедеятельности, в которые это необходимо.

Налоги могут делиться и по субъектам на центральные и местные. В Российской Федерации организована трехуровневая система, где местные органы власти устанавливают и собирают местные налоги, региональные налоги находятся под контролем субъектов, а федеральные налоги устанавливаются федеральными органами власти и начисляются в федеральный бюджет.

И последний, но немало важный вид налогов – налоги в зависимости от источников покрытия. К такому виду относят земельный налог, акцизы, налог на добавленную стоимость, налоги на прибыль, различные целевые сборы, экспортные тарифы и налоги, расходам по которым относятся на себестоимость продукции.

-4

Функции налогов

Проявление социально-экономической сути в действии и есть функция налога. Они показывают, как реализуется общественное назначение той или иной экономической категории. Говоря про современную налоговую систему, можно обозначить, что налоги одновременно могут выполнять четыре основные функции, а именно: фискальную, распределительную, контрольную и регулирующую.

Фискальная функция. Это ключевая функция налогообложения. Именно благодаря ей происходит активизация и формирование государственных ресурсов. Реализация данной функции происходит за счёт контроля налогов и различных санкций, при их неуплате. Если говорить максимально понятно, то это функция отвечает за сбор налогов в государственную казну, все остальные функции налогов происходят от фискальной.

Распределительная функция отвечает за рассредоточение средств между категориями населения. Именно так происходит поддержание равновесия в обществе за счёт сбора налогов у более сильной социальной категории плательщиков и передаче их более слабой.

Контрольная функция также играет свою роль. Она даёт государству возможность следить за полнотой поступлений налогов в государственный бюджет и соотносить их с величиной финансовых ресурсов.

Последняя, но не менее значимая функция налогов – регулирующая. Она предназначена для решения разных экономических задач с помощью налоговых механизмов. Регулирующая функция содержит в себе три подфункции: дестимулирующая (устанавливает барьеры для развития различных экономических процессов), воспроизводственная (служит для накопления средств для восстановления ресурсов, используемых человеком) и стимулирующая подфункция (основная задача – стимулирование экономических ресурсов, за счёт организованной системы освобождений и льгот)

Также, наряду с этими четырьмя ключевыми функциями налогов принято выделять ещё одну – поощрительную. Она предназначена для выделения денежных средств особым категориям граждан на территории государства, например инвалидам или ветеранам Великой Отечественной войны. Однако, как было сказано ранее, она не является ключевой функцией налогов и является лишь сопутствующим механизмом социальной поддержки населения.

-5

Вывод

Экономические отношения на территории государства не могут функционировать без налоговой системы. С развитием государства развивается и налогообложение на его территории. На данном этапе развития налоги являются основным источником финансирования государственного бюджета, направленного на содержание армии, флота, правоохранительных органов, организацию научной деятельности и обеспечение социальной поддержки слабым слоям населения.

Необходимость налогов напрямую связана с поставленными государством задачами, у которого нет других способов обеспечения дохода в условиях рынка.