В любом современном государстве основной двигатель воздействия на рыночную экономику – это налоги. Изменения в налоговой системе всегда происходят вместе с изменением устройства государств. Такая система базируется на различных актах и аспектах законодательства государства, которые влекут за собой порядок взимания налогов с общественности и определяют элементы налогообложения. Взаимоотношения между предпринимателями, разного рода форм собственности, банками и всеми вышестоящими организациями определяет налоговая система. Вместе с этим налоги регулируют внешнеэкономическую деятельность государства, которая, в свою очередь, включает в себя хозяйственный расчётный доход, иностранные инвестиции и прибыль предприятий. Налоговая система используется государством как регулятор воздействия на неблагоприятные явления рынка в условиях рыночной экономики. Такой метод применяется для экономического воздействия на состояние научно-технического прогресса и на производство.
На данном этапе Российская экономика имеет ряд недостатков, требующих решения. Сейчас формирование эффективной бюджетной политики имеет огромной значение, так как благосостояние такой страны как Россия в полной мере зависит от благополучия на всей её территории. Ключевой недочёт налоговой системы в Российской Федерации заключается в том, что она направлена на полное устранение дефицитности бюджета путём изъятия доходов предприятий. Нет обильной координации налоговой системы с развитием экономики и деятельностью непосредственных её субъектов, а именно – предприятий.
Налоги как экономическая основа
С древних времён основной способ добывания государством денег являются налоги, наряду с военной добычей. Несмотря на то, что история налогообложения занимает много тысячелетий, стоит отметить, что на этапе своего зарождения налог являлся экономической категорией, и лишь относительно недавно стал правовой.
У большинства экономистов принято считать, что в истории налогообложения существует три этапа.
Первый этап – Древний мир и Средние века. Именно здесь зарождаются налоги и происходит их развитие. Дань с завоёванных территорий является первичной формой налоговой системы. В обмен на это завоеватели обещали неприкосновенность к частной собственности и защиту от других потенциальных захватчиков. Изначально такой данью были все общественные блага, начиная от меха и шкур зверей и заканчивая мясом животных и рыб. Налоги действовали в виде бессистемных платежей, которые взимались в натуральной форме. Вследствие развития товарных отношений налоги приняли форму денег. Они становятся основными источниками доходов государства наряду с регалиями, военной добычей и доменами.
Самым ярким примером в развитии налоговой системы является Рим. Именно там были организованы первые учреждения для контроля за сбором налогов.
Второй этап значительно отличается от первого, так как после изменений налоги становятся ключевым притоком финансирования в государственную казну. Также после прихода буржуазии к власти многих государств Европы ждали кардинальные изменения налоговой системы, так как она больше не являлась признаком рабства. Налог становится показателем свободы граждан и своего рода институтом, который связывал государство и человека. Принцип установления налога представительными органами власти, а именно парламентом, становится одним и первых принципов налоговой системы. Акцизы, подоходный и подушный налог появляются в большинстве Европейских стран.
В 19 веке начался третий этап развития налоговой системы. Роль законодательства во взимании налогов возрастает, а количество самих налогов значительно падает. Конструкция современной налоговой системы появляется после Первой мировой войны. Налоговые реформы, которые были нацелены на стабилизацию налоговой системы в западноевропейских странах, были проведены в начале 80-х годов.
Как уже было упомянуто ранее, система налогообложения является основным элементом рыночной экономики. В соответствии со статьёй 8 налогового кодекса российской федерации налог – это безвозмездный и обязательный платёж, взимаемый как с юридических, так и физических лиц в пользу государству или муниципальных образований, основанный на специальном налоговом законодательстве. Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. Изначально можно считать, что налогообложение было некоем жертвоприношением, ведь не было никаких законов, регулирующих сбор этих самых налогов и становилось принудительной платой.
Экономическая первооснова налоговой системы описывается денежными отношениями, которые складываются у государства c физическими и юридическими лицами. Налоги появились вместе с товарными производством и делением общества на классы, поэтому требовались средства на содержание флотов, армии и т. д. Существование государство воплощено в налоговых отношениях. Изъятие государством в пользу ВВП в виде обязательного взноса и есть основная сущность налогов.
Вообще, с экономической точки зрения, налоги – метод косвенного регулирования процессов экономики на макроуровне и вместе с этим – инструмент фискальной политики.
Если рассматривать с юридической же точки зрения, налоги – это специфические обязательства, одной стороной которых является государство, а другой – субъект налогообложения, на которого и наложена ответственность и обязанность в выплате безвозмездных платежей в бюджет по налоговому законодательству.
Виды налогов
На группы экономических агентов различные налоги действуют по-разному. Так принято выделять несколько типов налогов, имеющих свои виды согласно налоговому кодексу Российской Федерации.
К видам налогов по объекту выделяют прямые и косвенные. Первые взимаются с юридических и физических лиц, а именно с их доходов. Налог на имущество, на прибыли и подоходный налог относятся к прямым налогам. Однако деятельность, ресурсы, услуги и товары облагаются уже косвенными налогами, к которым относятся налог с продаж, различного рода акцизы, импортные пошлины и налог на добавленную стоимость.
Говоря именно про характер налогообложения, то можно выделить пропорциональные налоги, прогрессивные (чем больше доход, тем больше налог) и регрессивные (чем меньше доход, тем больше налог).
Также существуют налоги, виды которых делятся по принципу целевого использования, а именно маркированные и немаркированные. В данном случае маркировка – это соединение самого налога с направлением расходования денежных средств. Налог можно назвать маркированным только в том случае, когда у него есть целевой характер и средства не расходуются ни на что иное, кроме поставленной цели. Самым ярким примером маркированного налога являются платежи в пенсионный фонд. Но важно помнить, что немаркированные налоги также имеют свою роль. Именно они создают условия для гибкости политики бюджета. Могут расходоваться государственными органами в те области жизнедеятельности, в которые это необходимо.
Налоги могут делиться и по субъектам на центральные и местные. В Российской Федерации организована трехуровневая система, где местные органы власти устанавливают и собирают местные налоги, региональные налоги находятся под контролем субъектов, а федеральные налоги устанавливаются федеральными органами власти и начисляются в федеральный бюджет.
И последний, но немало важный вид налогов – налоги в зависимости от источников покрытия. К такому виду относят земельный налог, акцизы, налог на добавленную стоимость, налоги на прибыль, различные целевые сборы, экспортные тарифы и налоги, расходам по которым относятся на себестоимость продукции.
Функции налогов
Проявление социально-экономической сути в действии и есть функция налога. Они показывают, как реализуется общественное назначение той или иной экономической категории. Говоря про современную налоговую систему, можно обозначить, что налоги одновременно могут выполнять четыре основные функции, а именно: фискальную, распределительную, контрольную и регулирующую.
Фискальная функция. Это ключевая функция налогообложения. Именно благодаря ей происходит активизация и формирование государственных ресурсов. Реализация данной функции происходит за счёт контроля налогов и различных санкций, при их неуплате. Если говорить максимально понятно, то это функция отвечает за сбор налогов в государственную казну, все остальные функции налогов происходят от фискальной.
Распределительная функция отвечает за рассредоточение средств между категориями населения. Именно так происходит поддержание равновесия в обществе за счёт сбора налогов у более сильной социальной категории плательщиков и передаче их более слабой.
Контрольная функция также играет свою роль. Она даёт государству возможность следить за полнотой поступлений налогов в государственный бюджет и соотносить их с величиной финансовых ресурсов.
Последняя, но не менее значимая функция налогов – регулирующая. Она предназначена для решения разных экономических задач с помощью налоговых механизмов. Регулирующая функция содержит в себе три подфункции: дестимулирующая (устанавливает барьеры для развития различных экономических процессов), воспроизводственная (служит для накопления средств для восстановления ресурсов, используемых человеком) и стимулирующая подфункция (основная задача – стимулирование экономических ресурсов, за счёт организованной системы освобождений и льгот)
Также, наряду с этими четырьмя ключевыми функциями налогов принято выделять ещё одну – поощрительную. Она предназначена для выделения денежных средств особым категориям граждан на территории государства, например инвалидам или ветеранам Великой Отечественной войны. Однако, как было сказано ранее, она не является ключевой функцией налогов и является лишь сопутствующим механизмом социальной поддержки населения.
Вывод
Экономические отношения на территории государства не могут функционировать без налоговой системы. С развитием государства развивается и налогообложение на его территории. На данном этапе развития налоги являются основным источником финансирования государственного бюджета, направленного на содержание армии, флота, правоохранительных органов, организацию научной деятельности и обеспечение социальной поддержки слабым слоям населения.
Необходимость налогов напрямую связана с поставленными государством задачами, у которого нет других способов обеспечения дохода в условиях рынка.