Найти тему
Mike Aksenov

Общественно-политическая жизнь в Китае

Какое место в жизни китайского общества занимает идеология? На этот вопрос ответить просто — колоссальное. Сложнее ответить на другие вопросы: какая это идеология? Каким образом она определяет развитие КНР?

Так как правящей является Коммунистическая Партия, то и идеология, казалось бы, должна быть коммунистическая. Однако на самом деле это не совсем так. В Китае легко уживаются противоречивые философские концепции и подходы, что определяет специфику китайского менталитета.

Государственная идеология КНР закреплена Конституцией. В современном Китае принята доктрина социализма с национальной китайской спецификой. Идея специфичности социалистической модели в КНР получила обоснование еще в рамках маоизма. Однако при Мао акцент делался в большей степени на социализме, чем на национальной специфике. Однако и марксизм в Китае, как и социализм, «китаизированный». Китайский социализм провозглашает примат культуры и идеологии, а не примат экономики, что противоречит классической марксистской теории.

На данный момент, согласно конституции, Китай находится, и ещё долгое время будет находиться на ранней стадии развития социализма. Эта стадия позволяет при сохранении общей марксистской канвы представить дело так, что на начальном этапе развития социализма в Китае можно и нужно использовать рыночные механизмы и частную собственность. Но при этом, как подчёркивал Дэн Сяопин, начальный этап социализма может продлиться в Китае и 50, и 100 лет. Это положение позволило не только широко использовать рыночные механизмы, но и отложить цель строительства социализма и коммунизма на далёкое будущее, поставив вместо неё цель «построения общества малой (а потом и средней) зажиточности». Стратегическая цель китайского народа заключается в построении социализма по китайской модели, чтобы в конечном итоге превратить Китай в мощное и процветающее социалистическое государство с высоким уровнем культуры и демократии.

Сегодня в КНР главный лозунг — не построение коммунистического общества, а "великое возрождение нации Китая". В сохраняющей актуальность идеологеме социализма с китайской национальной спецификой произошла переориентация на вторую составляющую идеологической конструкции. Социализм воспринимается уже не как цель, а как средство обеспечения величия нации.

По всем сторонам цивилизационного существования— идеологии, экономике, геополитике — Китай развивается в направлении достижения статуса мировой сверхдержавы, только культура направлена вовнутрь Китайской цивилизации.

В Китае с древних времён укрепилась традиционная китаецентристская модель мироустройства, согласно которой ойкумена представлялась как круг, центр которого занимал китайский народ. Конфуцианская традиция придерживалась концепции о качественном различии между жителями «центра Поднебесной» и «периферийными народами». Посредством этих наименований акцентировано проводится мысль о китайском национальном превосходстве. Эта эгоцентрическая концепция была взята на вооружение и другими последующими династиями и прослеживается по сей день.

Ментальная травма имперскому самосознанию китайцев была нанесена в XIX в. превращением Поднебесной в полуколонию западных государств. В новейшей истории, начиная 1949 г., стратегия развития Китая в значительной мере подспудно мотивируется идеей "отмщения за почти 100-летнее унижение со стороны империалистических государств, в том числе России".

При Мао Цзэдуне идеология китайского экспансионизма была представлена в незакамуфлированном виде. В современном Китае идея внешней экспансии представлена в большей степени в виде экономического наступления. С официальной трибуны говорится о "новом великом походе". Известны конкретные валовые показатели и даты завоевания КНР первенствующего положения в мировой экономике. Осуществляемое Китаем внешнеэкономическое наступление было определено председателем Цзян Цзэминем как "главное поле битвы". Установка "идти вовне" стала новым девизом китайской политики.

Китай — древнейшая из существующих ныне цивилизаций. Опыт ее в этой связи требует особого осмысления в плане исторической жизнеустойчивости. Одной из обнаруживаемых традиционных скреп китайского государства выступает национальная идея.

Идея государства-нации Китая была впервые теоретически сформулирована основателем партии Гоминьдан Сунь Ятсеном. Консолидация хань стала первым этапом проекта формирования единой китайской нации. Сегодня он составляет 92% китайского населения. Однако еще столетие назад единого этноса хань фактически не существовало. В него объединялись политической волей государства весьма различные этнические группы. Существенные различия диалектов десятков групп, объединенных как хань, по сей день проявляются даже на уровне лексики и грамматики. И сегодня в повседневном быту китайцы общаются в основном на диалектических наречиях.

На втором — реализовывалась задача объединения вокруг государствообразующего народа других находящихся на периферии государства этносов. Сегодня его содержание модифицируется в направлении распространения не только на граждан КНР, но и этнических китайцев, проживающих за пределами родины (хуацяо). Их деятельность в политической, экономической и культурной сферах в значительной степени теперь координируется из Пекина. Зарубежные китайские общины официально рассматриваются в КНР как фактор реализации новой мировой миссии Китая. Если называть вещи своими именами, то они составляют внешнюю армию в стратегии китайского геополитического наступления.

Председатель Си Цзиньпин, пришедший к власти в марте 2013 года, выдвинул идею воплощения "Китайской мечты" по аналогии с "американской мечтой". "Китайская мечта"направлена как раз на восстановление былого величия Китая, построение гармоничного общества, в чем и можно выразить современную национальную идею КНР.

Автор: Mike Aksenov