Найти в Дзене

Генадий Шмаль: «У Европы нет никакой правовой основы, чтобы установить потолок цен на российский газ»

Генадий Шмаль, Президент Союза нефтегазопромышленников России
Генадий Шмаль, Президент Союза нефтегазопромышленников России

Руководство ЕС обсудит возможность установления потолка цен на российский газ. Как заявил премьер-министр Италии Марио Драги, это позволит усилить санкционное давление на Москву. Президент Союза нефтегазопромышленников России Генадий Шмаль уверен, что эта идея не будет реализована.

- Не думаю, что такое возможно в условиях рыночной экономики. Сегодня есть две цены на газ: одна – та, что записана в долгосрочных договорах, и вторая – спотовая цена, которая сейчас колеблется, но в любом случае выходит далеко за $1000 долларов. Поэтому каким же образом они смогут повлиять на эти вещи? Никак.

Что касается российского газа, то у нас здесь нет единого договора на весь Евросоюз – с каждой страной свое соглашение. Может ли Еврокомиссия подготовить какой-то общий документ на поставки с фиксированной верхней ценой? Я думаю, что, во-первых, члены ЕС никогда не договорятся о сумме, во-вторых – большой вопрос, пойдет ли на это Россия? Да и правовой основы для того, чтобы можно было установить потолок цен в условиях рыночных отношений, нет. Поэтому маловероятно, что данное предложение будет поддержано и реализовано.

Можем ли мы сейчас вообще отказаться от поставок в ЕС? Сложно сказать, кто в этой ситуации больше потеряет – россияне или европейцы. Я думаю, здесь победителей не будет: и те, и другие потеряют много. В любом случае Европа сегодня без российского газа не проживет. В этих странах львиная доля электроэнергии производится на газовых станциях. В Германии больше половины потребляемого газа – российский. Невозможно остановить производство электроэнергии, тогда произойдет коллапс не то что экономики, а всей жизни европейцев.

Способны ли поставки на Восток «заместить» объемы, которые мы направляем сегодня в Европу? Пока, конечно, нет. У нас есть один газопровод в КНР – «Сила Сибири», который загружен только на четверть. При мощности в 40 млрд кубометров по нему перекачивается 10 млрд кубов. Дело в том, что возможностей для быстрого увеличения добычи в Восточной Сибири, откуда начинается эта труба, пока нет. Запасы там хоть и большие, но сложные для разработки.

В свое время, лет 30 назад, когда еще только изучался вопрос строительства газопровода в Китай, я и другие специалисты предлагали сделать ставку на сырьевую базу Надым-Пур-Тазовского района. Но с нами тогда не согласились. Сегодня мы можем добывать газ в этом регионе – я имею в виду и Ямальский полуостров, и Уренгойское, и Заполярье, - но подать его оттуда непосредственно в «Силу Сибири» нельзя.

На недавнем совещании по нефтегазовой отрасли Президент РФ говорил о том, что надо предусмотреть строительство новых газопроводов. Да, можно протянуть вторую трубу – так называемую «Силу Сибири – 2», которая пойдет с месторождений Надым-Пур-Тазовского района через Монголию. Но даже если срочно сделать проект и мобилизовать все ресурсы – понадобится не один год на эту стройку. Так что сегодня вариант только один – договориться и продолжать подачу газа в Европу. Есть перспективы и у СПГ, но объем там несравним с тем, что мы поставляем по трубе.

Сейчас Европа говорит о том, чтобы в течение 10-15 лет полностью отказаться от российского газа. Не знаю, произойдет ли это – за это время может много воды утечь, все поменяться в международной обстановке. Но, в принципе, хорошей альтернативы российским энергоресурсам в Европе нет.

#санкции #газ #экспорт

Больше материалов рубрики «Нефть и Газ»

Ставьте лайк, если вам понравилась публикация.

Подписывайтесь на канал и будьте в курсе отраслевых событий.

Помогите нам стать эффективнее и доступнее, пройдя короткий опрос по ссылке.