Когда в 1952 году Юрий Кнорозов опубликовал знаменитую статью о расшифровке письменности майя, казалось, что мир должен был носить его на руках. Он не просто научился читать эти тексты. Он попутно перевернул всё представление об этой цивилизации.
Но ему никто не поверил.
"Мешанина": что западная наука знала о майя
Устоявшаяся точка зрения на конец 40-х-начало 50-х гг. состояла в том, что иероглифика майя – это не письменность. Что это специфическая система иероглифов, которая предназначена, во-первых, для записи календарных расчётов и дат, а во-вторых – для отражения мистических, религиозных концепций. Эрик Томпсон, самый авторитетный майянист середины ХХ века, характеризовал письменность майя простым словом: «мешанина».
Томпсон считал, что цивилизация майя уникальна, она не похожа на народы Старого Света. Эта цивилизация в классическую эпоху не знала войн. Ею управляли мирные жрецы-астрономы. Города майя были лишь полупустыми церемониальными центрами, в которых жили жрецы. Другие люди приходили туда только чтобы провести ритуалы. Эти взгляды Томпсон основывал на своих археологических работах и антропологических исследованиях: современные ему майя были дружелюбными и открытыми людьми.
Если у вас жреческая элита, нет войн и городов, то всё, что интересует правящий класс – это запечатлеть течение времени, астрономические события. То, что в текстах майя могли быть запечатлены лунные и солнечные затмения, циклы планет, и т.д. – это было вполне известно. А никакой записанной политической и событийной истории в таком обществе быть не может. Уже на рубеже 1950-60-х гг. Томпсон воспринял идеи американской исследовательницы Татьяны Проскуряковой, что надписи могут быть историческими и описывать войны. Он писал ей:
«Видимо, вы правы. И похоже, что майя были настолько же глупы, как и всё остальное человечество».
Существует гипотеза, что Первая мировая война, в которой участвовал Томпсон, была для него таким сильным ударом, что он искал идеал в древнем мире Нового Света. Где-то же должно было быть общество, которое не устраивало войн… Как бы то ни было, взгляды Томпсона доминировали в западной науке начала 1950-х годов.
Взгляд советских историков на майя
Советская историческая наука должна была следовать марксистской методологии, классифицировать древние общества на основе формационного подхода. До Кнорозова советские учёные считали, что общество майя представляло собой военную демократию и находилось на уровне первобытно-общинного строя, который тоже не предполагал наличия письменности.
Статья Кнорозова, которая изменила всё
И вот в 1952 г. Кнорозов опубликовал статью в журнале «Советская этнография», в которой предложил свою расшифровку письменности майя. Почти сразу же в New York Times вышла посвящённая этому статья Ольдерогге, одного из «генералов» советской науки.
Для Советского Союза это был не просто научный вопрос. Шла холодная война, и важно было доказать превосходство советской науки над западной. Статья Кнорозова вышла с введением Толстова, руководителя советской этнографической науки. И в нём говорилось, что советский учёный смог сделать то, что не смогли «буржуазные» исследователи.
Как мир отреагировал на эту сенсационную статью? Об этом читайте в нашем следующем материале!
А пока можете посмотреть видеоверсию этой истории:
Или полюбоваться на зарисовки Татьяны Проскуряковой о жизни и быте майя.
----------------
Понравился материал? Поддержите журнал рублём – https://proshloe.com/donate Взамен вы получите статус подписчика, доступ в закрытый канал в Телеграме и возможность влиять на формирование выпусков.
Помочь журналу можно и бесплатно: ставьте лайки, пишите комментарии и делитесь этой статьей с друзьями. Будем вместе нести свет науки! :)