“Лучше ничего не делать, чем стремиться к тому, чтобы что-либо наполнить”, - Лао-Цзы
В данном тезисе сформулирована одна из важнейший идей философии дао: философия недеяния. Изначально может показаться, что данный тезис является продолжением мысли иудейской работы “Екклесиаст” о том, что “всё - суета и томление духа” и поэтому не стоит лишний раз беспокоить своё тело и душу. Однако в случае философии Лао-Цзы, речь идёт о бездействии, как об акте, при котором человек действует только при надобности, в других случаях - он ничего не делает.
Скорее всего у вас возникает вопрос: каким образом “недеяние” может помочь человечеству спастись, ведь если никто ничего не будет делать, то мир погрузится в абсолютный хаос?
Для понимания вышеуказанного принципа обратимся к аналогиям Лао-Цзы:
“Тридцать спиц соединяются в одной ступице, [образуя колесо], но употребление колеса зависит от пустоты между [спицами]. Из глины делают сосуды, но употребление сосудов зависит от пустоты в них. Пробивают двери и окна, чтобы сделать дом, но пользование домом зависит от пустоты в нём”.
Благодаря пустоте, которая воплощает в себе “недеяние” образуется человечеству известный продукт, именно пустота даёт возможность спицам соединиться таких образом, чтобы совокупность неких предметов превратилась в нечто поистине ценное.
А вот ещё более точная аналогия между недеянием и пользой:
“Высшая добродетель подобна воде. Вода приносит пользу всем существам и не борется с [ними]. Она находится там, где люди не желали бы быть. Поэтому она похожа на дао”.
Ведь действительно вода, с точки зрения биологических процессов, не предпринимает никаких действий, однако является источником жизни для всего сущего. Но! Подобная трактовка возможна только в том случае, если мы можем приравнивать сущность воды к сущности человека, в ином случае мы обязаны добавить следующее: вода, с точки зрения биологии, априори не может предпринимать никаких действий, тем не менее, с точки зрения процессов природы, она постоянно что-то делает: меняет своё русло, ознаменует цунами и наводнения, вода подвержена отливам и приливам, может под влиянием других элементов изменить свой химический состав, из-за чего может стать ядом.
Гиперболизацию процесса недеяния можно обнаружить у Лао-Цзы в следующих строках:
“Чем дальше идёшь, тем меньше познаёшь. Поэтому совершенномудрый не ходит, но познаёт [всё]. Не видя [вещей], он проникает в их [сущность]. Не действуя, он добивается успеха”.
Данные слова не стоит воспринимать буквально, ведь речь идёт о философии, которая имеет отголоски буддизма, а значит стоит разобраться в практических составляющих даосизма/буддизма: двумя важнейшими аспектами вышеуказанных философий является аскетический образ жизни и практика медитаций. Мы знаем, что согласно учению аскетов, человек объединяет в себе две природы: божественную и животную (Скурихина Е.В.), животную искоренить невозможно, однако человек обязан контролировать эту часть, ведь именно она побуждает на “деяния”, которые противоречат божественному началу. Соответственно, когда Лао-Цзы говорит о человеке, который познаёт мир, ничего не делая, он, в первую очередь, имеет в виду неделание физических действий и самосовершенствование души посредством различных духовных практик.