Студенты с идеализированным представлением о себе и других чаще сталкиваются с симптомами депрессии.
Идеал супергероя среди мужчин и женщин, искренность в отношениях и симптомы депрессии - как связаны все эти факторы?
Сегодня во многих исследованиях говорится о том, что у молодых людей после двух лет пандемии коронавируса сильно пошатнулось психическое здоровье и ощущение благополучия.
Особенно сильно пострадали те учащиеся колледжей, которые лезли из кожи вон, чтобы быть лучшими во всём, что они делают (причин может быть множество: от высокой ответственности до необходимости получать хорошие оценки ради стипендии). И, как известно, студенткам это более свойственно, чем студентам.
Психолог Кэтрин Штайнер-Адэр называет этот тип давления на самого себя "идеалом суперженщины". Салли Теран заменяет этот термин на гендерно-нейтральный - "идеал супергероя".
Недавнее исследование Теран показало, что, развивая подлинные и здоровые отношения, молодые люди могут побороться с депрессивными симптомами, связанными с этим "идеалом супергероя".
Как же идеал супергероя связан с усилением депрессивных симптомов?
Тут стоит вспомнить давнее мудрое выражение: главное, не победа, а участие. Мы пытаемся учить этому наших детей. Но, скажем откровенно, получается у нас так себе.
Очень многие родители сегодня хотят, чтобы их ребёнок был самым лучшим и первым в определённых (если не во всех) областях. Многим родителям кажется, что это единственный путь к благополучию и процветанию. И многие дети усваивают этот принцип: нужно быть лучшим во что бы то ни стало.
Вот и учёные пишут: «Независимо от того, насколько сильно мы пытаемся приуменьшить значение достижений и успехов учащихся колледжа и побуждаем их работать над собственной внутренней мотивацией и благополучием, дети усваивают это послание. Они чувствуют, что они «должны быть супергероями». Теран обнаружила это в ходе своего повседневного общения с учениками: оказалось, многие из её студентов считают, что они должны ставить себе самые высокие планки в самых разных областях жизни.
По словам Теран и её коллег, один из способов побороться с эффектами "идеала супергероя" — это развивать подлинные отношения со сверстниками, родителями и педагогами.
Что такое подлинные/настоящие отношения? Это отношения, в которых человек чувствует себя в состоянии быть честным с другими, честно и открыто говорить о том, кем он является, а кем нет. То есть, по сути, не боятся признавать свои достоинства и недостатки, заявлять о своих устремлениях и желаниях и не чувствовать при этом вины или не уважения. Это не обязательно означает, что он будет вести себя одинаково со всеми, кого знает — ученик будет вести себя иначе с учителем, нежели с другом. Речь скорее о том, что в каждом из этих взаимодействий человек чувствует, что он верен себе.
По словам Теран, чтобы оценить подлинность тех или иных отношений, студенты могут спросить себя: «Этот человек заставляет меня чувствовать себя хорошо? Чувствую ли я, что могу быть самим собой рядом с этим человеком?»
Теран и её команда обнаружили, что студенты, у которых с другими были выстроены подлинные отношения, были в состоянии избавиться от симптомов депрессии, связанных с "идеалом супергероя". Как выяснили учёные, учащиеся с высокой планкой личных достижений гораздо реже испытывали симптомы депрессии, если у них были подлинные отношения с родителями и сверстниками.
"В колледже открывается больше возможностей изменить себя, — сказала Теран. — «Я хочу быть таким? Это то, чего я хочу?» И у вас может закончиться кризис идентичности. И это действительно здорово, понять, кто вы есть на самом деле».
Теран приводит в пример студентов, недавно поступивших в колледж. Они часто пытаются понять, что же они хотят делать, куда и как хотят прикладывать усилия, а не просто делать то, что, по их мнению, хотели бы их родители или учителя средней школы.
Помочь пережить этот переломный момент в жизни, по словам Теран, помогают сверстники и учителя — люди, с которыми он может быть самим собой. Честно говорить о достижениях, неудачах и даже моментах, вызывающих замешательство — это один из способов построить подлинные отношения.
Читайте также: Люди вполне могут выздороветь и жить счастливо после психических заболеваний и зависимостей
Теран говорит, что знание таких вещей особенно важно сейчас, поскольку во время пандемии подростки стали чаще пользоваться социальными сетями, и они часто не в свою пользу сравнивают свои «я» с чужими отфильтрованными онлайн-я.
По словам Теран, родители могут помочь своим детям: при пользовании социальными сетями им стоит указывать на использование фильтров и более выгодных ракурсов другими пользователями, напоминая им, что другие публикуют лишь одну специально подобранную минуту их дня, а не все их «я».
«Поощряйте своего подростка думать, насколько аутентичны люди в своей онлайн-презентации? Когда такие люди строят какое-то представление о себе в Интернете, это не означает, что они на самом деле являются такими людьми», — советует психолог.
Мы не можем быть супергероями 24 на 7. Никто не может. У каждого есть свои достоинства и недостатки. Но природа социальных сетей такова, что чужие недостатки в них не показываются. А значит, в голове подрастающего поколения формируется некий образ супергероя, к которому они не могут подобраться, даже приложив массу усилий.
«Пандемия хорошо показала, как много значат для нас отношения, — сказала Теран. — Наша дружба придаёт нам сил. Общение с другими людьми может значительно улучшить наше самочувствие».
Статья Теран и коллег вышла в журнале Acta Psychologica.
Нескромно напомним, что лайки и шеры помогают нам расти и развиваться, а значит, делать больше стоящего контента для наших читателей.
Если вам нравятся наши новости, подписывайтесь на наш канал и не забывайте ставить лайки. Эти нехитрые действия помогают нам в развитии и сборе средств для финансирования проекта.
Также наши сообщества есть в Telegram, Twitter, ВК, Facebook, "Одноклассниках". Приходите, если вы бываете там чаще, чем на Дзене.