Проблемы управления процессами технических и технологических исследований, разработок и внедрения конкретных нововведений требуют переосмысления роли и места научно-технической деятельности в системе рыночного хозяйствования, построения новых моделей ее организации. В конкурентной среде научно-техническая продукция выступает как товар-новация, специфическая особенность которого состоит в создании и продаже образцов, а не серийной продукции. В качестве инновационного товара может выступать технико-технологическая система, разработанная для определенного пользователя, включающая уникальные и серийно выпускаемые элементы системы, «ноу-хау» и патенты на изобретения. Характерной особенностью инновационных форм является объединение в едином научно-техническом комплексе процессов исследования, проектирования и внедрение в производство нововведений. Рыночная ориентация фирмы требует создания целостной системы маркетинговых и научно-технических исследований, конструкторских и технологических разработок, организации производства типовых элементов и сбыта инновационного товара.
Сбыт наукоемкой продукции обычно ведет к расширению технических услуг фирмы, таких как инжиниринг, лизинг, консультирование, продажа лицензий на «ноу-хау», промышленные образцы, патенты и др. Инновационная деятельность составляет органическую часть маркетинговой деятельности фирмы. В производстве наукоемкой продукции службы НИОКР тесно взаимодействуют со службой маркетинга и становятся трансформаторами идей, исходящих от потребителей. Между изучением потребностей и НИОКР существует обратная связь, позволяющая в процессе НИОКР максимально учитывать требования потребителей и корректировать технико-экономические параметры инновационного продукта. В инновационной деятельности фирмы главными элементами являются определение основных идей НИОКР, установление сроков их проведения, оценка результатов, организация работ по внедрению в наиболее короткие сроки.
Содержанием инновационной деятельности выступает сбор, хранение и переработка информации по всем этапам инновационной деятельности и принятие управленческих решений по организации производства новинок. При этом большинство принимаемых решений связано с распределением ресурсов, таких как: - людей по видам работ это трудовой ресурс; - время, т. е. календарь выполнения работ это важнейший, невосполнимый ресурс; - инвестиции, т. е. денежные ресурсы на выполнение работ; - сырье, материалы, оборудование. Успех инновационной деятельности во многом зависит от быстроты принимаемых решений, от переработки информации. Ускорить переработку информации позволяет единая информационная система обеспечения инновационной деятельности, которая включает в себя подсистемы информации маркетинговых исследований, управленческой деятельностью, НИОКР. Маркетинговые исследования надо рассматривать как часть постоянно действующего интегрированного информационного процесса. Необходимо, чтобы фирма разрабатывала и использовала систему постоянного слежения за окружающей средой и хранения данных с тем, чтобы они могли анализироваться в будущем. Маркетинговую информационную систему можно определить, как совокупность процедур и методов, разработанных для создания, анализа и распространения информации для опережающих маркетинговых решений на регулярной постоянной основе. Система маркетинговой информации состоит из четырех вспомогательных систем: системы внутренней отчетности, системы сбора внешней текущей маркетинговой информации, системы маркетинговых исследований и системы анализа маркетинговой информации. У любой фирмы существует внутренняя отчетность, отражающая показатели текущего сбыта, суммы издержек, объемы материальных запасов, движения денежной наличности, данные о дебиторской и кредиторской задолженности. Применение ЭВМ позволило фирмам создать системы внутренней отчетности, способные обеспечить информационное обслуживание всех своих подразделений. Система сбора внешней текущей маркетинговой информации обеспечивает руководителей информацией о самых последних событиях. Это набор источников и методических приемов, посредством которых руководители получают повседневную информацию о событиях, происходящих в коммерческой среде.
Руководители собирают внешнюю текущую маркетинговую информацию, читая книги, газеты и специализированные издания, беседуя с клиентами, поставщиками, дистрибьюторами и прочими лицами, не относящимися к штатным работникам фирмы, а также обмениваясь сведениями с другими управляющими и сотрудниками самой фирмы. Хорошо организованные фирмы принимают дополнительные меры, чтобы повысить качество и увеличить количество собираемой внешней текущей информации. Во-первых, они обучают и поощряют своих продавцов фиксировать происходящие события и сообщать о них. Ведь торговые агенты - это «глаза и уши» фирмы. Во-вторых, фирма поощряет дистрибьюторов, розничных торговцев и прочих своих союзников передавать ей важные сведения.
О конкурентах можно многое узнать: а) приобретая их товары; б) посещая «дни открытых дверей» и специализированные выставки; в) читая публикуемые отчеты и присутствуя на собраниях акционеров; г) беседуя с бывшими и нынешними служащими конкурирующих организаций, их дилерами, дистрибьюторами, поставщиками и агентами по фрахтовым операциям; д) собирая их рекламу; е) читая газеты и документы профессиональных ассоциаций. В-третьих, фирма покупает сведения у сторонних поставщиков внешней текущей информации. В-четвертых, ряд фирм имеют специальные отделы по сбору и распространению текущей маркетинговой информации.
Сотрудники этих отделов помогают управляющим в оценке вновь поступающей информации. В условиях научно-технического прогресса дальнейшая интенсификация и повышение эффективности научных исследований и разработок не могут осуществляться без соответствующей организации информационного обеспечения. Под информационным обеспечением НИОКР понимается совокупность информационного фонда, технических и организационных средств, позволяющих накапливать хранить, корректировать, преобразовывать и выдавать информацию, соответствующую потребностям разработчиков для выполнения поставленных задач. Для систематизации информации, обеспечения точности, оперативности, целенаправленности информационного обслуживания еще в СССР была создана сеть информационных органов, объединяемая Государственной системой научно-технической информации (ГСНТИ). В ГС НТИ входят организации НТИ трех различных категорий. Всероссийские организации в основном обрабатывают широко публикуемые отечественные и зарубежные научно-технические издания (книги, периодические издания, описания изобретений, каталоги, стандарты и т. п.), а также некоторые непубликуемые материалы (отчеты о НИР и ОКР, переводы зарубежных публикации, материалы о передовом опыте и научно-технических достижениях и т. п.). К числу всероссийских организаций НТИ относятся: ВИНИТИ (преимущественно естественные науки и техника), ВНИИПИ (описания изобретений), ВНИИКИ (стандарты), ВКП (библиография всех отечественных изданий), ВНТИЦ (отчеты о НИР и ОКР, диссертации), ВЦП (переводы), ВЦИО (регистрация оборудования), ИНИОН (общественные и социально-экономические науки).
Центральные отраслевые организации в основном обрабатывают и подготавливают материалы, создаваемые в рамках отрасли (труды конференций и совещаний, передовой опыт, рационализация, промежуточные результаты НИР и ОКР). Некоторые центральные отраслевые организации НТИ (по строительству — ВНИИИС, сельскому хозяйству — ВНИИТЭИСХ, медицине — ВНИИМИ, электротехнике—Информэлектро и т. д.) имеют статус всероссийских научно-исследовательских учреждений. Для повышения эффективности функционирования близких по тематике органов НТИ в РФ создано четыре тематических объединения: по химии и химической промышленности, возглавляемое ВИНИТИ, по машиностроению (Информэлектро), по сельскому хозяйству (ВНИИТЭИСХ), строительству (ВНИИИС — ранее ЦИНИС). Региональные организации НТИ (республиканские и межотраслевые территориальные) обрабатывают информацию применительно к информационным потребностям региона. В РФ существует, кроме того, государственная система стандартных справочных данных (ГССД), в рамках которой создаются различные справочные центры. Каждая из ведущих организаций научно-технической информации представляет результаты обработки сведений в соответствующих информационных изданиях.
Поиск идей и новых решений при выполнении этапов НИОКР предполагает объединение типовых операций поиска информации по запросам специалистов с соответствующими методами обработки полученных сведений (например, методами активизации творческих процессов) специальными эвристическими программами синтеза. Примером такого подхода можно считать структуру специализированного справочно-информационного фонда, используемого при проведении работ по функционально-стоимостному анализу (ФСА) в ходе НИОКР. Информационное обеспечение ФСА включает комплекс сведений, отражающих процессы создания, производства, сбыта и эксплуатации объектов анализа и их функционально-тождественных аналогов, а также сведений методического характера о приемах, методах, методиках и программах, используемых в процессе проведения ФСА, и складывается из двух составляющих: первая результат поиска по запросам специалистов, проводящих ФСА, в фондах патентной, научно-технической, каталожно-справочной, производственно-эксплуатационной, конъюнктурно-экономической документации; вторая результат поиска в фондах, создающихся специально для ФСА.
Все сведения специализированной информационной базы группируются в три подмассива: проблематика организации, т. е. требуемые прикладные эффекты (физические, химические и другие) и варианты их воплощения (банк идей); номенклатура изделий, выпускаемых организацией (их характеристики) и тождественно-функциональные аналоги (банк данных); методы, используемые при проведении работ по ФСА. Наряду с этим подмассивом в фонд включаются конструкции функциональных частей изделий, конструкции стандартных узлов и деталей, фонд описаний технологических процессов (характеристики процесса, операций, характеристики и затраты в эксплуатации, новые решения, направления усовершенствования), фонд описаний материалов, фонд конъюнктурно-экономической информации (в отраслевом и фирменном разрезах). Основная задача при создании информационных фондов для поиска новых решений — обеспечить взаимодействие архивных данных с прогностическими. Одним из путей решения данной проблемы служит создание комбинаторных файлов, под которыми понимаются списки лексикографически упорядоченных записей.
Для оценки уровня выпускаемых изделий последовательно определяются: уровень качества продукции; уровень унификации и стандартизации; патентно-правовые показатели; конкурентоспособность продукции. Уровень техники в перспективе определяется с использованием известных методов прогнозирования. Одновременно для этих целей можно использовать и эвристические методы. Результаты сравнительного анализа отражаются в картах технического уровня (КУ) и качества изделий.
Источниками информации для заполнения соответствующих граф КУ служат периодические технические издания, описания изобретений, промышленные каталоги, фирменные проспекты, обзоры, отчеты о сравнительных испытаниях и т. д. КУ составляются как на отдельные изделия, так и на группу изделий. В последнем случае выбирается изделие — представитель группы. Формы КУ и правила их оформления регламентируются ГОСТ 2.116—71 ЕСКД. Среди работ по оценке уровня выпускаемой продукции и проектируемых изделий важная роль принадлежит определению их технико-экономического уровня и конкурентоспособности. В основу такой оценки положен сопоставительный анализ объектов одного функционального назначения, производимых различными отечественными и зарубежными предприятиями.
Необходимость такого международного сопоставления продукции диктуется и потребностями координации деятельности стран Европейского Сообщества (ЕС) в области маркетингового сервиса, торгово-технического обслуживания, управления инновационной деятельностью и научно-техническим развитием. Особую актуальность приобретают эти вопросы в связи с расширением внешнеэкономических связей предприятий в новых условиях хозяйствования. Управляя любым объектом, человек воспринимает не сам объект, а его информационную модель. Он принимает решение и выполняет управляющие действия не на основе непосредственного наблюдения, а в соответствии с некоторой информационной моделью, реализованной в системе информационного обеспечения. Если данная система создается без учета характеристик человека, она не только не облегчает его работу, но, напротив, затрудняет ее. Таким образом, информационное обеспечение занимает промежуточное положение в цепочке связей: объект управления - информационное обеспечение – восприятие - принятие решения. Поэтому эффективность управления определяется не только тем, насколько согласованно первое звено цепочки «объект управления информационное обеспечение», но и прежде всего тем, насколько надежна работа цепочки «информационное обеспечение - восприятие».
Решение этой проблемы заложено в исследовании системы «человек машина». Пользователи в системе информационного обеспечения, независимо от их служебных функций, прежде всего люди. Для людей же характерны такие черты, как забывчивость, подверженность ошибкам, непостоянство внимания, консервативность (желание работать привычным способом). На скорость и качество переработки человеком информации влияет множество различных факторов: характер решаемой задачи, уровень мотивации, а также индивидуальные особенности человека, уровень его тренированности, психическое состояние, уровень работоспособности и т. п. Так как на современном этапе наиболее эффективные системы информационного обеспечения реализованы на базе различного рода ЭВМ и их сетей, то и это также накладывает определенные требования на пользователей. Прежде всего это способность к обучению, отношение к ЭВМ (положительное, негативное нейтральное, отрицательное), уровень подготовки в прикладной области, ну и, конечно, знание профессиональной терминологии и др. Основные принципы и задачи инновационной деятельности организаций в современных условиях.
На сегодняшний момент в российской экономике окончательно не сформировалось стремление к инновационному ведению бизнеса. Большинство предприятий, столкнувшись с необходимостью жесткой оптимизации издержек, в первую очередь, экономят на развитии производства, откладывая на ″потом″ инновационные проекты, расходы на НИОКР и перевооружение. По данным Минэкономразвития России понимание необходимости инноваций технологического характера у бизнеса остается низкой. В современных рыночных условиях обеспечение конкурентоспособности любой организаций, повышение имиджа предприятий, захват новых рынков и увеличение денежного потока возможно только за счет создания необходимых предпосылок для последующего развития на основе создания, внедрения и распространения технических, технологических и организационных нововведений. Необходимость инновационной деятельности, способность к нововведениям выступает как законное требование времени. Организации добиваются конкурентного преимущества благодаря нововведениям, к которым относят: новые технологии, новые способы маркетинга, производства или доставки и улучшения соответствующих услуг; новые или изменившиеся запросы покупателей; появление нового сегмента отрасли; изменение стоимости или появление новых компонентов производства; изменение параметров правительственного регулирования, таких как новые стандарты, ужесточение требований к охране окружающей среды, требования к новым отраслям и др. Инновационная деятельность является сложной динамической системой действия и взаимодействия различных методов, факторов и органов управления, занимающихся: - научными исследованиями, созданием новых видов продукции, совершенствованием оборудования и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства на основе новейших достижений науки, техники; - планированием, финансированием и координацией научно-технического прогресса; - совершенствованием экономических рычагов и стимулов; - разработкой системы мер по регулированию комплекса взаимообусловленных мероприятий, направленных на ускорение интенсивного развития научно-технического прогресса и повышение его социально-экономической эффективности.
Инновационная деятельность направлена на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутренних и зарубежных рынках.
В качестве общих принципов организации инновационной деятельности предприятия исследователи называют:
1. Целевую ориентацию, т. е. организация инновационной деятельности должна способствовать непрерывному протеканию инновационного процесса. Под непрерывностью здесь понимается целостность инновационной системы, которая должна способствовать преодолению негативных аспектов при передаче информации по стадиям инновационного цикла;
2. Системность инновационной деятельности, т. е. наличие четко обозначенных функций, их исполнителей и взаимодействий между ними;
3. Адаптивность как наиболее адекватно отражающая влияние факторов внешней, внутренней среды предприятия на процессы создания инноваций, учитывающая тенденции их изменения;
4. Оптимальное сочетание полномочий и ответственности подразделений;
5. Экономичность, т. е. организация инновационной деятельности должна способствовать оптимальной результативности инновационного процесса путем сокращения инновационного цикла, повышения конкурентоспособности новых изделий, своевременного реагирования на запросы потребителей и т. п.;
6. Иерархичность, т. е. обеспечение иерархического взаимодействия между элементами инновационной деятельности на любых вертикальных и горизонтальных уровнях системы.
Наряду с этим практики инновационной деятельности предприятия выбрали специфические принципы ее организации:
1. Создание атмосферы, стимулирующей поиск и освоение инноваций;
2. Нацеленность инноваций на нужды потребителя;
3. Приоритетные направления инновационной работы вытекают из целей и задач предприятия;
4. Организация инноваций осуществляется по принципу параллельности их выполнения;
5. Инновационная деятельность находится в компетенции руководителя и его функции заключаются в формировании стратегических инновационных проблем, целей и направлений организационного развития;
6. Подразделения, занимающиеся инновационной деятельностью должны обладать единством решаемых задач и их набор должен быть оптимальным;
7. К инновационной деятельности привлекается весь потенциал предприятия. Ключевыми задачами организации инновационной деятельности любого предприятия являются:
1. Планирование инновационной деятельности организации. Планирование инновационной деятельности начинается с формулирования миссии, которая выражается в ориентации деятельности организации на инновации. Следующий шаг — это определение стратегических направлений инновационной деятельности и постановка целей в каждом из них. Затем руководство организации выбирает оптимальную для каждого направления инновационную стратегию развития. На основе инновационной стратегии формируются долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы, которые реализуются на основе конкретных действий менеджеров и сотрудников.
2. Организация инновационной деятельности. Эта функция заключается в формировании процессов и структур, поддерживающих инновации. Если формирование и реализация стратегий, нацеленных на развитие за счет инноваций, не является на сегодняшний день большой редкостью, то создание специфичных структур, позволяющих управлять идеями (потенциальными инновациями) характерно лишь для небольшого количества компаний.
3. Мотивация участников инновационной деятельности. Мотивация является одной из наиболее обсуждаемых проблем в менеджменте. Формирование благоприятной организационной культуры; создание креативной команды, способной достигать поставленных целей; установление эффективной системы вознаграждения труда, — все это задачи мотивации персонала.
4. Систематическая оценка результатов инновационной деятельности. Инновационную деятельность необходимо постоянно оценивать для того, чтобы проверять правильность выбранной стратегии и вовремя предпринимать корректирующие действия. Общая цель инновационной деятельности любой организации — выживание и развитие предприятия путем выпуска новых/улучшенных видов продукции и совершенствования методов её производства, доставки и реализации. Целями инновационной деятельности организации с позиции его внутренних потребностей являются повышение эффективности производства за счет обновления всех производственных систем, повышение конкурентных преимуществ предприятия на базе научного, научно-технического, интеллектуального и экономического потенциалов В условиях рыночной экономики инновационная деятельность должна способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускорение внедрения последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребителей в разнообразной высококачественной продукции и услугах, а для этого необходимо формулировать те необходимые задачи, которые готовы в полной мере раскрыть данные проблемы и пути выхода из них.
Инновационная деятельность организации должна быть сосредоточена на решении главных задач:
- проведении научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшеств, лабораторных исследований, изготовлении лабораторных образцов новой продукции, новых конструкций и изделий;
- подборе новых видов сырья, материалов для изготовления новшества;
- подборе новых технологий, ноу-хау и создании на их основе технологического процесса производства новой продукции;
- проектировании, изготовлении, испытании и освоении образцов новой техники, машин, механизмов, приборов;
- проектировании, планировании, внедрении новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;
- подготовке, обучении, переквалификации и подборе персонала;
- информационном обеспечении инновационной деятельности;
- проведении работ по приобретению необходимой документации по оформлению патентов, лицензий, ноу-хау, технологических регламентов, испытательных методик и т. д.;
- организации и проведении маркетинговых исследований и организации каналов сбыта инноваций;
- организации опытного производства и освоении новшеств;
- технологической подготовке производства и внедрении новшества;
- производстве и реализации новых продуктов, изделий.
Наиболее полная классификация частных задач инновационной деятельности:
1. поддержание высокого технического уровня, разработка новых видов продукции и процессов, замена устаревших;
2. расширение ассортимента выпускаемой продукции внутри основной специализации фирмы, вне основной специализации фирмы;
3. внедрение стратегических инноваций;
4. коренное обновление и увеличение количества единиц производственного оборудования;
5. поддержание/увеличение доли на рынке;
6. проникновение на новые рынки внутри страны и за рубежом:
- разработка дифференцированных продуктов и процессов;
- научно-техническое обеспечении процессов вывода товаров на рынок;
7. повышение конкурентоспособности продукции;
8. усиление гибкости производства
9. снижение издержек производства путем:
- снижения удельных трудозатрат;
- снижения удельного потребления материалов;
- снижения энергопотребления;
- снижения уровня отбраковки изделий;
- снижение затрат на разработку новых изделий;
10. ускорение проектирования и освоения производства новых изделий;
11. повышение качества продукции;
12. улучшение условий труда;
13. снижение уровня загрязнения окружающей среды.
Инновационная деятельность является мощным рычагом, который помогает преодолеть спад, обеспечить структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией. Но внедряя инновации в практику, важно знать, какие факторы способны затормозить или ускорить инновационный процесс.
Факторы, влияющие на развитие инновационной деятельности организаций: Группа факторов: Факторы, препятствующие инновационной деятельности. Факторы, способствующие инновационной деятельности Экономические и технологические. Недостаток средств для финансирования инновационных проектов, слабость материальной и научно-технической базы, отсутствие резервных мощностей, доминирование интересов текущего производства. Наличие резерва финансовых и материально-технических средств, прогрессивных технологий, необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры. Политические и правовые. Ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства Законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность, государственная поддержка инноваций Социально-психологические и культурные.
Сопротивления переменам, которые могут вызвать такие последствия как изменение статуса сотрудников, необходимость поиска новой работы, перестройку новой работы, перестройку устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения и сложившихся традиций, боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу Моральное поощрение участников инновационного процесса, общественное признание, обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда, создание нормального психологического климата в трудовом коллективе. Организационно-управленческие. Устоявшаяся организационная структура компании, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации, ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий, жесткость в планировании, ориентация на сложившиеся рынки, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационных процессов. Гибкость оргструктуры, демократичный стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок, децентрализация, автономия, формирование целевых рабочих групп.
В результате грамотно поставленных задач инновационной деятельности рождаются новые идеи, новые и усовершенствованные продукты, новые или усовершенствованные технологические процессы, появляются новые формы организации и управления различными сферами экономики и ее структурами. Конкретные задачи инновационной деятельности организации определяются ресурсными возможностями самой организации. А ресурсные возможности влияют на масштабы инновационной деятельности, полноту охвата социально-экономических проблем, очередность их решения и получения конечных результатов.
Информационное обеспечение системы менеджмента — одна из важнейших обеспечивающих функций, качество которой является определяющим фактором обоснованности принимаемого решения и эффективности функционирования системы. В динамике информационное обеспечение как процесс входит в понятие коммуникация.
Коммуникация — это обмен информацией, на основе которого руководство получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений, и доводит принятые решения до работников фирмы.
Коммуникация — это сложный процесс, состоящий из взаимосвязанных шагов. Каждый из этих шагов очень нужен для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу.
Каждый шаг — это пункт, в котором, если мы будем небрежны и не будем думать о том, что делаем, смысл может быть утрачен. Руководитель 50-90 % всего времени тратит на коммуникации. Он занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений по функциям управления. Обмен информацией представляет одну из самых сложных проблем на любом уровне иерархии. В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента.
1. Отправитель — лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.
2. Сообщение — собственно информация, закодированная с помощью символов.
3. Канал — средство передачи информации.
4. Получатель — лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее. При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача — составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен. Указанные взаимосвязанные этапы следующие.
1. Зарождение идеи.
2. Кодирование и выбор канала.
3. Передача.
4. Декодирование.
Предлагается следующая классификация информации:
• по объекту: показатели качества товара, его ресурсоемкость, параметры инфраструктуры рынка, организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды и др.;
• по принадлежности к подсистеме системы менеджмента: информация по целевой подсистеме, научному сопровождению системы, внешней среде системы, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистемам;
• по форме передачи: вербальная (словесная) информация и невербальная;
• по изменчивости во времени: условно-постоянная и условно-переменная (недолговечная);
• по способу передачи: спутниковая, электронная, телефонная, письменная и др.;
• по режиму передачи: в нерегламентируемыесроки, по запросу и принудительно в определенные сроки;
• по назначению: экономическая, техническая, социальная, организационная и др.;
• по стадиям жизненного цикла объекта: по стадии стратегического маркетинга, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства и т. д.;
• по отношению объекта управления к субъекту: между фирмой и внешней средой, между подразделениями внутри фирмы по вертикали и горизонтали, между руководителем и исполнителями, неформальные коммуникации. Идея классификации информации используется при ее кодировании. Основные требования к качеству информации:
• своевременность;
• достоверность (с определенной вероятностью);
• достаточность;
• надежность (с определенной степенью риска);
• комплексность системы информации (по качеству и ресурсоемкости товара, условиям, по стадиям жизненного цикла товаров фирмы и конкурентов и т. д.); • адресность;
• правовая корректность информации;
• многократность использования;
• высокая скорость сбора, обработки и передачи;
• возможность кодирования;
• актуальность информации.
Вопросы организации массива и потоков информации, технологического процесса ее переработки изложены подробно в специальной литературе. Информационное обеспечение инновационной деятельности в России регулируется «Положением о государственной системе научно-технической информации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1997 г. № 950, и статистикой науки и инноваций ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Рассмотрим эти материалы. Государственная система научно-технической информации — совокупность научно-технических библиотек и организаций — юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя системных обязательств. Целями создания ГСНТИ являются обеспечение формирования и эффективного использования государственных ресурсов научно-технической информации (НТИ), их интеграция в мировое информационное пространство и содействие созданию рынка информационной продукции и услуг.
К федеральным органам НТИ и научно-техническим библиотекам, обеспечивающим формирование, ведение и организацию использования федеральных информационных фондов, баз и банков по различным видам источников НТИ и направлениям науки и техники, относятся:
• Всероссийский научно-технический информационный центр Министерства промышленности, науки и технологий РФ;
• Всероссийский центр межотраслевой информации Министерства экономического развития и торговли РФ;
• Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития (Росинформресурс) Министерства промышленности, науки и технологий РФ;
• Всероссийский центр научной и технической информации Российской академии наук и Министерства промышленности, науки и технологий РФ;
• Государственная публичная научно-техническая библиотека Министерства промышленности, науки и технологий РФ;
• Библиотека РАН;
• Библиотека по естественным наукам РАН;
• отраслевые библиотеки. Статистика науки и инноваций, ведение которой было начато по инициативе ОЭСР в 1989 г., разработана на основе единых международных подходов и стандартов. 24 октября 1991 г. на 56-й сессии Комитета по научно-технической политике ОЭСР было принято Руководство Осло по сбору и интерпретации данных в области технологических инноваций.
Международные стандарты в статистике науки и инноваций — комплекс рекомендаций ведущих международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающих методологию их системного описания в условиях рыночной экономики и признанных в качестве международных стандартов по статистике. Необходимость стандартизации статистики науки и ликвидации национальных различий в практике учета показателей первоначально возникла в процессе интеграции мирового хозяйства промышленно развитых стран, развития экономического и научно-технического сотрудничества. Быстрый рост ресурсов, выделяемых ими на научные исследования и разработки, потребовал развертывания сбора и анализа соответствующей информации. Активную роль в создании новых и уточнении существующих международных стандартов по статистике науки и инноваций играет Евростат — Статистическая служба Евросоюза. В 1969 г. Евростатом была разработана первая редакция номенклатуры для анализа и сопоставления научных программ и бюджетов (в настоящее время действует редакция 1992 г.), являющаяся основой для сбора данных о бюджетных ассигнованиях на научные исследования и разработки по социально-экономическим целям в странах — членах Евросоюза, их обобщения и подготовки ежегодных докладов о государственном финансировании науки в ЕС.
Классификация отражает глобальные задачи, для решения которых выделяются государственные ассигнования на НИОКР; она претерпевает изменения по мере трансформации целей государственной научно-технической политики стран — членов ЕС. Евростатом подготовлено также руководство по региональным аспектам статистики науки и инноваций. Отдел статистики ЮНЕСКО осуществляет систематический сбор, анализ и публикацию статистических данных о науке и технике. С целью гармонизации категорий и определений статистики науки для представления информации в ЮНЕСКО на двенадцатой сессии ее генеральной конференции в 1978 г. была одобрена «Рекомендация по международной стандартизации статистики науки и техники», в развитие которой в 1984 г. опубликовано Руководство ЮНЕСКО по статистике науки и техники. В нем учитывался опыт как ОЭСР, так и бывшего Совета экономической взаимопомощи.
На основе Руководства Фраскати Рекомендации ЮНЕСКО были в 1995 г. еще раз уточнены (Париж). Руководство Фраскати в редакции 1993 г. определяет основные понятия, относящиеся к научным исследованиям и разработкам, их состав и границы; систему институциональных и функциональных классификаций; подходы к измерению численности персонала, занятого НИОКР, и затрат на эти цели; процедуры проведения обследований; рекомендации по оценке и анализу бюджетных ассигнований на научные исследования и разработки, методологии расчета дефляторов и валютных паритетов. В развитие идей Руководства Фраскати подготовлена серия международных стандартов по отдельным специфическим проблемам, и их круг постоянно расширяется. Перевод на русский язык и публикация Руководства Фраскати осуществлены ЦИСН Миннауки РФ и РАН.
- Задачи информационного обеспечения инновационных процессов должны быть адекватны общим направлениям реформирования российской статистики:
• адаптации российской статистики к изменениям, происходящим в социально-экономической сфере в процессе экономических реформ;
• обоснованию направлений и этапов проведения комплексного и согласованного пересмотра статистических показателей, форм отчетности и развития других источников и методов получения необходимых данных;
• обеспечению своевременности формирования, полноты и оперативности представления статистической информации государственным органам и международным организациям путем внедрения прогрессивных методов наблюдения и современных информационно-технологических средств сбора, передачи и обработки данных;
• повышению аналитичности и улучшению качества информации за счет расширения круга разрабатываемых расчетных показателей, взаимодействия с внешними информационными системами;
• эффективному обеспечению всех категорий пользователей на различных уровнях необходимой статистической информацией при сочетании доступности данных и их защиты;
• повышению роли регионального уровня в ходе реформирования статистики. Статистическая отчетность инновационной деятельности осуществляется по формам:
• № 5-нт (образцы) «Отчет о созданных впервые в России и образцах новых типов машин, оборудования, аппаратов, приборов»;
• № 5-нт (материалы) «Отчет о созданных впервые в России новых видах сырья, материалов, веществ»;
• № 5-нт «Отчет об освоении, сертификации и снятии с производства промышленной продукции»;
• № 18-нт «Отчет о затратах на внедрение научно-технических мероприятий и их экономической эффективности»;
• № 4-нт (перечень) «Отчет об использованных в производстве изобретениях и промышленных образцах»;
• № 4-нт «Отчет о поступлении и использовании изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и рационализаторских предложений». Система статистических показателей, характеризующих инновационную деятельность промышленных предприятий (основные показатели), строится по следующим разделам:
• инновационная активность предприятий;
• источники информации об инновациях;
• цели инновационной деятельности;
• затраты на технологические инновации;
• исследования и разработки;
• количество совместных проектов по выполнению исследований и разработок;
• технологический обмен;
• методы поддержания и увеличения конкурентоспособности продукт-, процесс-инноваций;
• результаты инновационной деятельности;
• факторы, препятствующие инновациям. В середине 1980-х гг. специалисты европейских стран пришли к выводу о необходимости централизации помощи развитию бизнеса не только в рамках отдельных стран, но и Европы в целом. Указывалось, что небольшие фирмы не имеют необходимой информации, в связи с чем не могут контролировать изменения рынка. Перед европейскими информационными центрами ставилась задача помочь средним и мелким фирмам извлечь максимум преимуществ из общего рынка. Были созданы Европейский информационный центр (ЕИЦ) и сеть его отделений, которая в 1995 г. включала в себя 21 группу в Великобритании и 210 групп в других странах Европы, соединенные электронной сетью. ЕИЦ получает 25 % финансирования от ЕС, а 75 % его фондов составляют средства других спонсоров и средства, заработанные самостоятельно. В последние годы одним из важнейших технических средств обеспечения любой деятельности стала комплексная транснациональная компьютерная электронная информационная сеть Интернет.
Она формируется как самоорганизующаясистема, без централизованного управления, планов развития и схемы составляющих ее звеньев.
Интернет — важнейший инструмент исследовательского процесса, это страницы «всемирной паутины», инструмент рекламы, маркетинга, информационного обеспечения, оперативного управления. Интернет — самая дешевая и емкая информационная технология будущего. На Западе Интернет в квартирах — обычная картина, а организации без него уже не могут обойтись.