Наклейки со стилизованными портретами Гитлера появились на магазинах Chanel в Париже неспроста. Нынешние владельцы модных бутиков вполне подтвердили слухи о связи своей матери-основательницы с фашистской кликой и «достойно» продолжили её дело. У покупателей элитных сумочек и духов стали брать расписки, что они не россияне и купленные вещи носить на территории России не будут.
Приплыли, как говорится. Даже и сотни лет не прошло с мая 1945-го. Поразительно, какая короткая память у европейцев оказалась! А вот того, кто придумал отметить бутики для истинных арийцев портретами их идейного лидера (бесславно почившего, напомню на всякий случай) – уважаю! Отлично придумано!
В связи с этим вопрос: какой же будет судьба и Chanel, и прочих «временно приостановивших работу» брендов? Хотим ли мы их снова увидеть в наших торговых центрах? Тем более, некоторые уже и не прочь вернуться.
Судьба Биг Маков и акул
Либералам и ценителям забугорных радостей жизни в последний месяц снится один и тот же весьма тоскливый сон: за глухим забором (металлическим, конечно, ведь занавес-то железный) исчезает, растворяясь в дыму выхлопных газов, автоколонна из «Ауди», «Фордов», «Шкод» и «БМВ», а за потоком иномарок бредут «недружественно настроенные» иностранцы, унося самое дорогое: американцы поглядывают в айфоны и жуют недоступные теперь для нас «Биг Маки», немцы периодически нервно отхлёбывают из банок Heineken, а шведы бережно прижимают к себе акул из IKEA. Стоит ли говорить, что одеты они в самые модные и запретные вещи: H&M и Zara, Adidas и Nike, Gucci и Balenciaga…
Согласитесь, чем-то такая картинка напоминает анекдот. Но шутки в сторону: ряд иностранных брендов действительно заявил о «приостановке деятельности». Что это означает на самом деле, стоит ли ждать их возвращения? А главное, действительно ли нам нужно это возвращение?
Уйти нельзя остаться
Заметим для начала, что никто из компаний не заявил о намерении уйти из России полностью, речь идёт лишь о «паузе», «приостановке», «временном закрытии». Все эти корпорации, условно говоря, опасаются громко хлопнуть дверью и оставляют её приоткрытой, поскольку нашу страну традиционно считают весьма перспективным (платёжеспособным и очень крупным) рынком, а российских потребителей − более чем лояльно настроенными к западным компаниям. Не могут не учитываться при принятии столь важных решений и огромные объёмы денежных средств, которые на протяжении многих лет или даже десятилетий вкладывались в бизнес в России.
Нет сомнений в том, что потеря российского рынка будет болезненной для большинства брендов. И даже вынужденный простой ведёт к сплошным убыткам: огромные средства идут на выплату минимальной заработной платы сотрудникам и оплату аренды помещений в торговых центрах. Почему же тогда бренды уходят один за одним?
Тест на смелость
Текстильная промышленность не относится к отраслям, на которые наложены санкции, то есть каких-либо ограничений на импорт одежды не существует. То же самое касается товаров для дома и многих других категорий изделий. Решение об уходе с нашего рынка все компании принимают самостоятельно, поскольку считают, что в текущих условиях у них нет возможности продолжать работу.
Официальная информация о причинах ухода из России крайне скудна, что только подогревает воображение наших соотечественников. Предположений по этому поводу и в народе, и среди экспертов ходит множество: начиная от проблем с поставками товаров или материалов для них в Россию и нестабильным курсом валют (неясно, по какой цене рассчитывать стоимость доставки, по какой цене продавать и т.п.) и заканчивая утверждениями о попытке наказать россиян за спецоперацию на Украине, лишив их привычного уровня жизни.
Есть и другие версии, которое многое объясняют: например, некоторые компании испугались, что, если они продолжат торговлю в России, их станут бойкотировать потребители других государств, а остальные просто слепо последовали за первопроходцами, побоявшись объявить о своей «инаковости». И те, и другие попросту струсили, и эта трусость им, как мы уже выяснили, дорого обойдётся.
К дискуссиям о патриотизме
Что касается бойкотов, тут можно вспомнить ещё одно понятие − «потребительский патриотизм».
Объяснить, что это, легко можно на примере прошлогодней истории, имевшей место в Китае. Несколько крупных торговых сетей объявили, что не будут закупать хлопок из того китайского региона, где, по имеющихся у них сведениям, преследуют последователей исламского вероучения. Местные потребители откликнулись мгновенно: с их бойкотом столкнулись такие бренды, как Adidas, H&M и Burberry. Этим компаниям ничего не оставалось, кроме как отказаться от сомнительной позиции − и сразу после этого продажи восстановились.
А что же у нас? Полная противоположность! Новости о закрытии популярных магазинов неизменно привлекают туда толпы покупателей, готовых стоять в очереди часами, только чтобы получить вожделенную «запрещёнку». О каком уж тут патриотизме может идти речь, если россияне на всё готовы, чтобы купить товар в компании, принявшей по отношению к нам, выразимся мягко, нелояльное решение?
Но радует то, что немало и настоящих патриотов, которые любят Россию не только «при случае» (то есть когда получили то, что хотели), и их позиция однозначна в любой день недели. Например, это письмо, поступившее через мою Интернет-приёмную и адресованное европейцам, − не в бровь, а в глаз!
С гордостью публикую ниже майкопский ответ западным санкциям:
Засилье по-европейски
Косвенно об уровне патриотизма в нашей стране и недоверии к отечественным маркам можно судить по названиям российских брендов. Предлагаю небольшой тест: сможете ли вы выделить из числа перечисленных ниже наименований отечественные компании?
Верный ответ − все они российские!
Ослепление западными витринами привело к тому, что наши компании стали маскироваться под зарубежные, чтобы товар лучше покупали. И если кто-то из них хотя бы не скрывает российское происхождение, другие идут дальше и регистрируют бренд за границей, чтобы иметь возможность сделать на бирке или коробке пометку о «европейском происхождении».
Но что сейчас представляется важным? Во-первых, независимо от того, как будут развиваться события, ситуация изменится (и уже меняется) в пользу российских производителей. Во-вторых, показательно то, что у нас есть самое ценное − опыт развития успешных компаний, опыт изготовления качественных изделий, а значит, мы абсолютно точно можем делать всё то же самое без именитых европейских брендов.
А тем экспертам, которые кричат, что без европейских материалов российская лёгкая промышленность не справится, можно напомнить, что Китай, Индия, Пакистан, Турция и ряд других государств, у которых есть условия для выращивания, например, хлопка, и не думает расторгать отношения с Россией.
Шаг вперёд и два назад
Я не скрываю уверенность в том, что все эти «приостановки» и «уходы» окажутся временными и большинство компаний захочет вернуться на наш рынок.
Это сейчас европейские страны принято называть развитыми, а в советское время активно употребляли другой термин − капиталистические. Если помнить об этом факте, цепочка выстраивается сама собой.
Капитал всегда будет делать всё, чтобы добраться до денег (в данном случае − денег потребителей, даже если они россияне) и направить их в развитие своих проектов по производству нового капитала.
Добавим тот факт, что ни один из брендов не принял решение о ликвидации локальных юридических лиц и не заявил о продаже российских активов, и сомнений в их намерениях не остаётся.
Вот только хорошо известно, что свято место пусто не бывает. Очень многие наши предприниматели уже изучают рынок и планируют занять пустующие площадки, которые образовались после ухода западных компаний. Ну а тот, кто сворачивает бизнес в России, должен понимать, что когда он захочет вернуться, то обнаружит, что место уже занято.
#бренды уходят с российского рынка #российский рынок #макдоналдс #икеа #zara #h&m #нацизм в chanel #западные бренды #импортозамещение #производство в россии