В предыдущей статье мы рассматривали понятие жизненного сценария, а сейчас рассмотрим, как этот сценарий формируется.
Продолжаем серию статей основанных на трансакционном анализе и теории социальных игр.
Родители очень сильно влияют на то, какую жизнь спланирует их ребёнок, то есть на его сценарий. Примерный план появляется в период с 2-6 лет и с течением жизни развивается, немного видоизменяется, но чаще всего остаётся без сильных изменений. От того что и как говорят родители своему ребёнку зависят очень многие моменты его жизни. Будет он Победителем или Неудачником, какая у него будет семья, сколько детей, сколько браков, даже то, как он спланирует свою смерть. Будет ли он счастлив или нет, попадёт в аварию или в психлечебницу. Слишком многое зависит от этих первых лет его жизни. За что его будут хвалить, а за что ругать. На что будут обращать внимание, а что останется незамеченным.
Дать такие установки можно как невербально, так и конкретными фразам. Но важна не только сама фраза, но и её частота. Хотя даже однажды брошенное: "Если будешь делать так, то станешь таким же как и твой отец(хорошим, плохим, алкоголиком, богатым и что угодно)" может сильнейшим образом повлиять на сценарий человека. Ещё очень важно отношение к старшим поколениям, то есть как родители видят своих родителей.
Родители порой прямо говорят, кем будет ребёнок, сколько у него будет детей, чем он будет заниматься. И если ребёнок не будет этому соответствовать, то он сам будет испытывать от этого огромный диссонанс. Постоянно будет в поиске чего-то, чего сам не знает и не осознаёт, но этот аттрактор жизненного пути будет всегда тянуть человека к себе.
Отрицательные суждения обычно произносятся громко и чётко, в то время как положительные, они же разрешения, подобны каплям дождя в потоке жизни, они не производят никакого шума и почти не вызывают ряби. "Трудись усердно!" можно прочесть во всех учебниках, а вот "Не надрывайся так!" скорее услышишь дома. "Приходи вовремя!" - распространённый совет, но в реальной жизни чаще говорят "Не опаздывай!". "Не будь дураком!" гораздо популярнее, чем "Будь умницей!". Таким образом, программирование осуществляется преимущественно в отрицательной форме. Каждый родитель забивает голову ребёнка ограничениями. Запреты затрудняют приспособление к обстоятельствам, в то время как разрешения дают возможность свободного выбора. Получивший лицензию на что-либо не обязан заниматься этим. Быть красивой - вопрос не анатомии, а родительского разрешения. Анатомия делает девушку хорошенькой или фотогеничной, но только улыбка отца позволяет лицу дочери сверкать красотой.
Дети совершают поступки для кого-то, и учатся тоже у кого-то. Делать для кого-то и учиться у кого-то - вот в чём истинное назначение сценарного аппарата. Обычно дети делают что-то для родителей противоположного пола, а учатся у родителей того же пола.
Ещё родители в детстве учат ребёнка, какие чувства испытывать в трудном положении, обычно это гнев, боль, вина, испуг или недоумение. В лучшем случае родители учат спокойно переносить трудности, задавать себе вопросы о причинах этих трудностей и обдумывании вариантов и методов решения проблем.
-Э. Берн "Люди, которые играют в игры"
Эту и другие заметки можно также найти в Телеграм-канале https://t.me/life_you_live
#отношения #жизнь #мир #счастье #психология #психология жизни #время #наука #философия #книги