Найти тему

Как рознице и общепиту начать работу в «Меркурии»

Оглавление

Регистрируемся, чтобы принимать и гасить ВСД: держите поэтапную инструкцию, как правильно оформить документы с первого раза и не затягивать процесс.

Какими способами регистрируются в «Меркурии»

Если магазин или точка общепита имеют дело с товарами, подлежащими ветеринарной сертификации, нужно подключить свою компанию к Федеральной государственной информационной системе «Меркурий».

Напомним, что ФГИС «Меркурий» — один из модулей экосистемы ВетИС Россельхознадзора. Систему создали для контроля производства, перемещений импорта и экспорта продукции животного происхождения. В этой системе предприятия розницы и общепита принимают, гасят и создают ветеринарные сопроводительные документы.

Регистрация состоит из нескольких этапов:

  1. ИП или юрлицо регистрируют себя в системе в качестве хозяйствующего субъекта. В результате получают логин и пароль для доступа к электронными сервисам Россельхознадора (ФГИС «Меркурий» и другим системам ВетИС). На этом же этапе можно указать пользователей системы (см. шаг 3).
  2. Хозяйствующий субъект регистрирует свои торговые площадки в качестве поднадзорных объектов (это может быть филиал магазина или склад). Каждая такая площадка будет проводить операции с ВСД в госсистеме.
  3. Одновременно со вторым шагом хоз. субъект регистрирует сотрудников, которым предстоит работать с ВСД.
  4. Россельхознадзор подтверждает регистрацию площадок.

Регистрация в системах ВетИС (туда же входит и «Меркурий») происходит через модуль «Цербер». Заявку можно подать в бумажном виде и электронном:

  1. Бумажная заявка. Компания подает заявление в территориальное управление (ТУ) Россельхознадзора на бумаге, а сотрудники ветеринарного надзора сами регистрируют их в своей системе.
  2. Электронная заявка. Компания или ИП подают заявление в электронном виде на сайте, создают и подтверждают торговые площадки в «Цербере».

Расскажем подробнее о каждом из способов подачи заявления.

Заявка в электронной форме

Для электронной регистрации есть три отдельные процедуры, и одна из них предусматривает личный визит в Россельхознадзор.

Шаг 1. Получаем права доступа к системе «Меркурий»

Зарегистрируйте вашу компанию или ИП (то есть хозяйствующий субъект, ХС) в системе «Меркурий» и получите логины и пароли для сотрудников, которые будут работать с ВСД.

Для работы в «Меркурии» и других подсистемах ВетИС нужна регистрация в модуле «Цербер». ИП и юрлица подписывают заявки только сертификатом квалифицированной электронной подписи (КЭП).

Порядок действий можно пройти на сайте:

  1. На сайте «Цербер» выберите «Начать работу» -> «Регистрация с ЭЦП» (электронной цифровой подписью) и укажите сертификат подписи.
  2. Укажите сведения о компании или ИП (хозяйствующем субъекте). Для розничной торговли и общепита выберите тип надзора — «ветеринарный надзор».
  3. Внесите адрес регистрации и контактную информацию.
  4. Добавьте пользователей: сотрудников, которые будут работать с ВСД.
  5. Для сотрудников укажите для каждого ФИО, гражданство, данные паспорта, СНИЛС, адрес электронной почты и роль сотрудника в системе — «Администратор» или «Пользователь».
  6. Как минимум один из сотрудников должен получить права администратора
  7. Адрес электронной почты обязательно должен быть индивидуальным для каждого сотрудника: все зарегистрированные вами пользователи получат на этот ящик письмо с персональным логином и паролем для работы в системе.

Реквизиты для входа в систему (логины и пароли) вы получите сразу по электронной почте.

Шаг 2. Регистрируем торговые площадки и сотрудников для работы с ВСД

Создайте торговые площадки в «Цербере»: зарегистрируйте поднадзорные объекты. Это могут быть филиалы магазина или заведения общепита: торговые точки, склады — все ваши объекты, куда будет поступать поднадзорная продукция, и где ваши сотрудники будут принимать, гасить или создавать ВСД.

  1. На сайте «Цербер» войдите в личный кабинет с логином и паролем, который получили при первичной онлайн-регистрации.
  2. Выберите организацию, чьи торговые площадки вы регистрируете, затем в меню выберите пункт «Регистрация поднадзорных объектов и площадок».
  3. Внесите данные о вашей компании или ИП: выберите тип хозяйствующего субъекта и укажите его ИНН/ОГРН. Так вы войдете в меню, где сможете добавить поднадзорный объект для конкретной компании.
  4. Проверьте, есть ли в «Цербере» площадка с аналогичным названием и видами деятельности: выберите вид объекта из выпадающего списка, внесите название и виды деятельности, нажмите «Поиск площадки». Если такой площадки нет, создайте новую.
  5. Заполните реквизиты на вкладке «создание площадки». В графе «Вид отношения» укажите «Во владении», если помещение у вас в собственности или «В пользовании», если вы его арендуете.
  6. В разделе «Контактная информация» укажите телефон и адрес электронной почты — те же, на которые в системе зарегистрирован хозяйствующий субъект.

Если ваша товароучетная система интегрирована с ФГИС «Меркурий», порядок действий может отличаться. Уточните инструкцию в технической поддержке своего учетного сервиса. Смотреть инструкцию подключения к ФГИС «Меркурий» из Контур.Маркета.

Шаг 3. Подтверждаем площадки в Россельхознадзоре

Чтобы созданные вами площадки отображались в системе «Меркурий» и для них можно было проводить операции с ВСД, существование площадок должны подтвердить сотрудники Россельхознадзора.

Порядок подтверждения площадки свой в каждом регионе. Позвоните в территориальное управление (ТУ) Россельхознадзора своего региона и сотрудники ветеринарного управления сообщат, какие нужны документы. Например, в некоторых ТУ достаточно продиктовать данные по телефону, а в других требуют лично подать документы, подтверждающие статус хозяйствующего субъекта и его торговых площадок.

Адреса территориальных управлений указаны в выпадающем списке на главной странице сайта Россельхознадзора.

Заявление на бумаге

Все три операции, описанные выше, происходят одновременно: регистрация хозяйствующего субъекта, регистрация поднадзорных объектов (торговых площадок) и их подтверждение.

Скачайте с сайта ТУ Россельхознадзора бланк заявления для ИП или юрлица и заполните его вручную. Вручите заявление лично в управлении или отправьте заказным письмом.

Подробнее расскажем о бланке заявления.

Шапка заявления

Здесь указываете ваш регион и ФИО руководителя ТУ Россельхознадзора. Реквизиты руководителей территориальных управлений указаны в разделе «структура» на главном сайте Россельхознадзора и на сайтах самих ТУ.

Титульный лист

В этой части заявления вы регистрируете хозяйствующий субъект, то есть само ИП или компанию.

Для ИП:

  • Ф. И. О. индивидуального предпринимателя;
  • реквизиты паспорта ИП;
  • адрес регистрации по месту жительства;
  • адрес электронной почты

Для юрлица:

  • организационно-правовая форма;
  • название компании;
  • ИНН, КПП, ОГРН;
  • размер предприятия (микропредприятие, малый, средний бизнес);
  • принадлежность к холдингу (если есть);
  • адрес регистрации;
  • Ф. И. О. и должность руководителя;
  • адрес электронной почты и телефон

Приложение № 1

Здесь регистрируете поднадзорные объекты:

  • «Вид объекта» — выберите из списка в Приложении № 3;
  • «Вид деятельности» — выберите из списка в Приложении № 4;
  • «Вид отношений» укажите «Во владении» или «В пользовании», то есть помещение у вас в собственности или вы его арендуете.

Что делать, если у вас нет склада или второй точки, и товары забирают у поставщиков и сразу доставляют покупателям? Вы можете гасить такие ВСД от лица своего хозяйствующего субъекта, а не от лица поставщика, при этом можно использовать одну площадку на двоих (ваш ХС и поставщик). В «Приложении № 1» кратко опишите ситуацию: почему нет торговой площадки, и от имени какой точки будете гасить ВСД. Запросите у контрагента GUID (идентификатор) его торговой площадки, с которой будете работать в «Меркурии». Укажите в «Приложении № 1» реквизиты этой площадки — она будет прикреплена к вам и вы, работая в ней, сможете гасить ВСД.

Приложение № 2

Здесь вы регистрируете сотрудников, которые будут принимать, гасить и оформлять ВСД. Каждый из них получит логин и пароль для входа в личный кабинет систем ВетИС.

  • Укажите для каждого ответственного сотрудника его ФИО, гражданство, паспортные данные, СНИЛС, адрес электронной почты, номер телефона, должность.
  • Для каждого сотрудника должен быть указан индивидуальный адрес электронной почты.
  • В графе «Права доступа» для каждого сотрудника, которого вы регистрируете, проставьте «0» (пользователь) или «1» (администратор). Как минимум один из сотрудников должен получить права администратора. Администратор сможет регистрировать новых пользователей в личном кабинете.

Важно зарезервировать один аккаунт с правами администратора. Для этого укажите в заявлении на одного сотрудника больше, чем количество тех, кто будет фактически работать с документами. Все операции с ВСД пусть проводят сотрудники с правами пользователей. Если Россельхознадзор заблокирует пользователя за ошибки в оформлении документов, администратор за несколько минут создаст и зарегистрирует новый аккаунт пользователя.

Приложения № 3 и № 4

Это справочные документы: используйте формулировки из них, чтобы заполнить Приложение № 1. В самих Приложениях № 3 и 4 ничего не пишите.

Приложение № 5

Здесь сотрудники, которых вы указали в Приложении № 2, должны дать информированное согласие на передачу личных данных в Россельхознадзор. Каждый сотрудник заполняет свой экземпляр бланка Приложения № 5 и подписывает его.

Когда Россельхознадзор примет ваше заявление, отправит на вашу электронную почту нужные регистрационные данные через 5 рабочих дней. Логины и пароли индивидуальные, их получат руководитель и каждый из указанных в заявлении сотрудников (логины и пароли придут на адреса, указанные на титульном листе и в Приложении №2).

Как не получить отказ в регистрации

Кроме стандартного алгоритма обработки заявлений, в каждом территориальном управлении Россельхознадзора есть дополнительные правила. Вот примеры некоторых из них:

  • Собственные шаблоны заявлений с предварительно заполненными реквизитами ТУ.
  • Могут не принимать КЭП и требовать личную подпись руководителя, даже при электронной регистрации (на этапе подтверждения площадок).
  • Могут потребовать дополнительные документы: копию договора аренды помещений, которые регистрирует собственник, сканы паспорта руководителя и сотрудников, свидетельство о регистрации ИП и другое.
  • Для подтверждения данных могут потребовать физические документы, указанные в заявлениях, причем часть ТУ принимает копии, часть — только оригиналы.
  • Для подтверждения торговых площадок, когда подаете заявку в электронной форме, ТУ могут заверить данные по телефону, при личном визите или по электронке.

Чтобы не получить отказ из-за дополнительных условий региональных управлений Россельхознадзора и не затягивать регистрацию, есть два варианта действий:

  1. До начала регистрации позвоните в ТУ Россельхознадзора, чтобы уточнить детали процедуры и список дополнительных документов, которые нужно подать вместе с заявлением именно в это управление.
  2. Делегируйте регистрацию в «Меркурии» разработчику интеграционного решения, чтобы сэкономить время. Это удобно, если ежедневно будете оформлять большое количество ВСД или станете работать через API-интерфейс, а не напрямую с системой сайтов Россельхознадзора.