Подумайте о типе уроков, которые Вы обычно преподаете:
· В каких ролях Вы часто бываете?
· Есть ли роли, в которых у вас меньше опыта?
· Есть ли какие-нибудь новые роли, которые Вы могли бы попробовать в будущем?
Понятно, что потребности школы 21-го века сильно отличаются от потребностей 20-го века. В 21-м веке, учителя - пособники обучения школьников и творцы продуктивных отношений в классе, где учащиеся могут развить те навыки, которые могут понадобиться в настоящем времени или в будущем.
Однако, прежде чем мы начнем постигать развивающуюся роль учителя, давайте обрисуем некоторые из самых популярных ролей учителя. Дж. Хармер утверждает, что «больше смысла состоит в том, чтобы описывать различные роли учителей и говорить, для чего они полезны, чем делать оценочные суждения об их эффективности». Итак, вот некоторые из наиболее распространенных ролей учителей:
Роли учителя:
Большинство учителей берут на себя различные роли в классе. Какая роль, по вашему мнению, больше всего определяет вашу роль в классе?
1. Контролер. Учитель полностью отвечает за класс, за то, что ученики делают, что они говорят и как они общаются между собой.
В этом случае учитель в основном находится в центре внимания, он может обладать даром наставления и может вдохновлять своими собственными знаниями и опытом, но действительно ли такая роль способствует более длительному общению с учеником? Действительно ли это приятно для учащихся? Также существует мнение, что у этой роли может быть недостаток в разнообразии деятельности.
2. Суфлер. Учитель поощряет учащихся к участию и вносит предложения о том, как учащиеся могут продолжить выполнение задания. Учитель должен помогать ученикам только в случае необходимости.
Когда учащиеся буквально «теряются при выполнении заданий», суфлер может поощрять их, осторожно подталкивая их. Ученики иногда могут потерять нить или не знать, как действовать дальше; суфлер в этом отношении может подсказать ученику и его поддерживать.
3. Ресурс. Учитель - это своего рода ходячий ресурсный центр, готовый предложить помощь в случае необходимости или предоставить учащимся словарный запас, которого им не хватает при выполнении коммуникативных действий. Учитель должен быть доступен, чтобы учащиеся могли консультироваться с ним, когда (и только когда) это абсолютно необходимо.
В качестве ресурса учитель может направлять учащихся к использованию доступных ресурсов, таких как Интернет, и, конечно же, нет необходимости в том, чтобы постоянно помогать им, так как это может иметь обратную сторону, заставляя учащихся полагаться на учителя.
4. Эксперт. Учитель берет на себя данную роль, чтобы видеть, насколько хорошо учащиеся успевают или не успевают. Существует множество способов выставления оценок учащимся. Роль оценщика дает учителям возможность корректировать учащихся. Однако, если к нему не обращаться с чуткостью и поддержкой, это может оказаться контрпродуктивным для самооценки учащегося и его уверенности в изучении того или иного предмета.
5. Организатор. Возможно, самая сложная и важная роль, которую должен играть учитель. Успех многих мероприятий зависит от хорошей организации и от того, что ученики точно знают, что им делать дальше. В этой роли чрезвычайно необходимо давать инструкции, а также настраивать учащихся на продуктивную деятельность.
Организатор также может выступать в качестве демонстратора, эта роль также позволяет учителю участвовать и взаимодействовать с учащимися. Учитель также служит для организаций занятий, а также для обратной связи по содержанию урока.
6. Участник. Эта роль улучшает атмосферу в классе, когда учитель принимает участие в каком-либо мероприятии. Однако учитель рискует довлеть над деятельностью учащихся при ее выполнении.
Здесь учитель может оживить класс; если учитель может отойти в сторону и не стать центром внимания, это может стать отличным способом взаимодействия с учащимися, не слишком их при этом подавляя.
7. Наставник. Учитель действует как наставник, когда ученики участвуют в проектной работе или самообучении. Учитель дает советы и рекомендации и помогает школьникам прояснить идеи и ограничить задачи.
Эта роль отлично подходит, если необходимо уделить индивидуальное внимание ученику. Она также позволяет учителю адаптировать курс к конкретным потребностям ученика. Однако она может привести к тому, что ученик станет слишком зависимым или даже ему станет слишком комфортно с одним учителем или с одним стилем обучения.
Теперь, после того как мы прошлись по некоторым из множества ролей, давайте посмотрим на то, как мы можем их адаптировать к реальной деятельности/задаче в классе:
Здесь мы замечаем, что роли часто взаимозаменяемы. Роль учителя никогда не бывает статичной. Одно занятие позволяет опытному учителю плавно переходить от одной роли к другой.
Урок, состоящий из лекций по предмету, был нормой в прошлом. Сегодня сотрудничество — это способ обучения всех учеников. Например, совместный проектный подход гарантирует, что учебная программа, используемая в этом классе, развивает:
· Навыки мышления;
· Эффективные коммуникативные навыки;
· Знание технологий, которые понадобятся ученикам для карьеры в 21 веке и в условиях возросшей глобализации.
Хотя, безусловно, имеет место быть обучению, ориентированному на учителя, в стиле лекций, развивающийся учитель должен использовать новые стратегии обучения, которые радикально отличаются от тех, которые использовались ранее. Учебная программа должна стать более соответствующей тому, чему школьники будут знакомиться в 21 веке.
Интерактивный учитель по определению полностью осознает групповую динамику класса. Как отмечают эксперты, успех обучения в классе во многом зависит от:
· Того как ученики относятся друг к другу и к своему учителю;
· Школьной среды;
· Того насколько эффективно ученики взаимодействуют и общаются друг с другом;
· Роли, которую играет не только учитель, но и учащиеся.
Браун Х. Дуглас отмечает, что «учителя могут играть множество ролей в процессе обучения, и это может облегчить обучение. Их способность эффективно выполнять эти задачи будет в значительной степени зависеть от взаимопонимания, которое они установят со своими учениками, и, конечно же, от их собственного уровня знаний и навыков».
Согласно Дж. Хармеру, термин «фасилитатор» используется многими авторами для описания определенного типа учителя, который является демократическим (где учитель разделяет часть лидерских качеств с учениками), а не автократическим (где учитель контролирует все, что происходит в классе), и тот, кто способствует автономии учащихся (где учащиеся не только учатся самостоятельно, но и берут на себя ответственность за свое обучение), используя групповую и парную работу для продуктивной деятельности.
Содействие обучению расширяет возможности как ученика, так и учителя и освобождает учителя от многих проблем. Традиционно для учителя слабостью являлись фразы: «Я не знаю, давай выясним» или «Я не знаю, знает ли кто-нибудь из вас?» Но времена изменились, и сегодня роль учителя должна измениться.
Итак, мы надеемся, что в следующий раз, когда Вы будете преподавать в классе, Вы подумаете над тем, как Ваша роль может повлиять на обучение Ваших учеников. Ваши ученики ориентированы на учителя, и Вы всегда в центре и контролируете все? Или Вы можете их «отпустить» и позволить школьникам занять центральное место?
Независимо от ролей, которые учителя берут на себя, они формируют культуру своих учеников, улучшают обучение учащихся и влияют на их продуктивное мышление. Роли учителя так часто меняются, что иногда они сами не замечают, как само время от них требует новых подходов к обучению. Не так ли?
____________________________________________________
Автор статьи: Василий Вачикович Шахгулари - эксперт ЮНЕСКО, бизнес-тренер, практикующий психолог, кандидат педагогических наук.