Найти тему
us and you

Джакарта больше не столица?

18 января 2022 года Законодательный орган Индонезии принял законопроект, создающий правовую основу для переноса столицы страны из Джакарты в джунгли Калимантана.

                                               Современная карта Индонезии
Современная карта Индонезии

Очевидно, что столицу так просто не переносят. Тем более, если она представляет из себя разросшийся город, населением в 10 миллионов человек. В контексте России, с таким же успехом можно попытаться переместить Москву, со всеми её suburban areas, из центральной России куда-нибудь в область глухой Тайги. Чем не место для новой столицы? Пётр I Санкт-Петербург тоже на болотах строил.

                                       Кадр из британского сериала "Доктор Кто".
Кадр из британского сериала "Доктор Кто".

Именно поэтому, стоит вернуться к вопросу о том, что же может подтолкнуть правительство на изменение государственной столицы. Возможно вы сейчас удивитесь, но Индонезия — далеко не первая страна, которая выступила с данной инициативой.

Как часто на вопрос о том, какой город является столицей Бразилии вы отвечали Рио-де- Жанейро? Если вы не являлись в детстве потенциальным кандидатом на участие в программе «Лучше всех», хотя бы один раз такое явно происходило. Однако, стоит отметить, что данная путаница имеет вполне определённую причину. Еще в апреле 1960 года состоялся перенос столицы Бразилии из Рио-де-Жанейро, с последующем её переименованием в «Бразилиа». Связано это главным образом было с желанием отпраздновать освобождение от колониального господства и оставить проблемы с перенаселением, перегруженным трафиком и активно происходящим разрушением зданий позади. Но не в вехах ушедшей истории Бразилии, а буквально в «старой столице». Помимо этого, можно обратиться и к истории Казахстана — одного из ближайших соседей России. Столица данного государства также была перенесена. Причинами чему послужили отсутствие возможностей для расширения, наличие риска землетрясений и чрезмерная близость к Китаю.

Но что же подвигло на данный шаг правительство Индонезии? Дело в том, что Джакарта расположена вблизи Яванского моря, на прибрежной низменности. Более того, она построена на болотистой почве и её пересекают 13 рек. Стоит вспомнить также и о том, что во влажный сезон (с декабря по март) улицы Джакарты из-за непрекращающихся дождей с завидной частотой оказываются подтопленными.

"К 2050 году 95% северной Джакарты окажется под водой", - утверждает Хери Андреас из Бандунгского технологического института.

Но далеко не погодные условия являются первопричиной постепенного затопления Джакарты.

История Индонезии начинается ещё с тех времен, когда жители данного региона носили название яванатропа-питекантропа прямоходящего — далёкого предка современного человека разумного. В общем, история данного государства очень древняя и пропустив все перипетии её развития, остановимся вот на каком событии. В 90-ых годах 16 века в Индонезии впервые появились голландцы и англичане. Зная экспансионистские настроения, одолевавшие их в то время, не вызывает удивления тот факт, что впоследствии они превратили Индонезию в одно из колониальных владений, «обмениваясь» время от времени правами на административное управление данной территорией, пока страна не обрела наконец независимость в 1949 году, после долгих лет борьбы за независимость.

Казалось бы, как события, в лучшем случае 73летней давности, связаны с переносом столицы из Джакарты, происходящим аж в 2022 году? Ответ заключается в следующем. Городским планированием Джакарты (в 1600-ых годах Батавии), занимались голландцы. При этом, в основе его лежала идея сегрегации. То есть, в городе существовало строгое разделение на зоны, мосты, соединяющие их, практически отсутствовали. В качестве основного источника воды выступали специально вырытые каналы.

                                                           Карта Батавии (Джакарты)
Карта Батавии (Джакарты)

Однако в 1700ые годы в результате землетрясений, произошедших в данном регионе, они оказались перекрыты, а вода в них вскоре стала застойной и опасной для жизни. В результате Батавию охватили болезни, а богатые голландцы, в страхе заражения, переселились в южную часть города. Так как использование каналов больше не являлось безопасным, они прибегли к новому способу добычи воды с использованием насосов. Данная практика продолжалась вплоть до освобождения Индонезии от колониального рабства. Однако, с того времени мало что изменилось.

В настоящее время доступ к питьевой воде из водопровода имеют лишь 40 % населения.
График количества бутилированной воды, потребляемой в странах Южной Азии.
График количества бутилированной воды, потребляемой в странах Южной Азии.

Местные жители Джакарты до сих пор вынуждены заниматься откачкой подземных вод с помощью насосов. При этом, уровень воды, хранящейся в подземных слоях почвы неуклонно снижается, что приводит к её уплотнению и разрушению. Если в обычной ситуации пополнение запасов воды происходит естественным путём, в данном случае ситуация несколько иная.

В погоне за индустриализацией, столица Индонезии оказалась погребена под слоем бетона, который и стал основным препятствием для доступа дождевой воды к земле.

                                                           Затопленная Джакарта
Затопленная Джакарта

Негативно на качество почвы влияет и активное строительство высотных зданий. Город продолжает тонуть. Добавьте к этому постепенное повышение уровня воды в море вследствие климатических изменений, вызванных глобальным потеплением, и ситуация вырисовывается довольно неутешительная.

Новый город планируется построить на возвышенности, на другом острове, носящим название «Борнео». Это даёт веские основания полагать, что затопления можно будет избежать. Однако, стоит отметить тот факт, что идея проекта главным образом заключается в перемещении в новую столицу управленческих структур. Соответственно, это никак не повлияет на жизнь обычных людей, проживающих в Джакарте, которые постоянно находятся в страхе не только потерять свой дом, но и самим стать жертвами природной стихии. Они всё еще отчетливо помнят события 2007 года, когда в результате погибло около 80 жителей Джакарты.