Найти в Дзене
theo_doric

Социальная философия и ее предмет

Общество как система Как мы знаем, первый и потому основной вопрос философии – это вопрос о первоначале всего сущего, т.е. есть того что составляет сущность мира как упорядоченного бытия. И, конечно, философию по преимуществу интересует порядок человеческого бытия. Вместе с тем, очевидно, что этот порядок представляет собой общественное бытие, т.е. систему устойчивых взаимодействий между людьми. Еще древние греки определили человека как существо преимущественно политическое. Та же мысль содержится во многих священных текстах. Скажем, в ветхозаветной книге «Бытия» сотворение женщины предваряется словами Творца: «Не должно быть человеку одному». То, что общественность является неотъемлемым свойством человека, доказывает множество примеров из жизни людей. Так основные способности человека получают соответствующее развитие только в общественной среде. Сознание, речь, трудовые навыки – все это формируется только во взаимодействии с другими людьми. Давно доказано, что, вне общества отдельный

Общество как система

Как мы знаем, первый и потому основной вопрос философии – это вопрос о первоначале всего сущего, т.е. есть того что составляет сущность мира как упорядоченного бытия. И, конечно, философию по преимуществу интересует порядок человеческого бытия. Вместе с тем, очевидно, что этот порядок представляет собой общественное бытие, т.е. систему устойчивых взаимодействий между людьми. Еще древние греки определили человека как существо преимущественно политическое. Та же мысль содержится во многих священных текстах. Скажем, в ветхозаветной книге «Бытия» сотворение женщины предваряется словами Творца: «Не должно быть человеку одному». То, что общественность является неотъемлемым свойством человека, доказывает множество примеров из жизни людей. Так основные способности человека получают соответствующее развитие только в общественной среде. Сознание, речь, трудовые навыки – все это формируется только во взаимодействии с другими людьми. Давно доказано, что, вне общества отдельный человек быстро утрачивает свои сущностные свойства. С человеком достаточно длительное время находящимся в одиночестве происходят необратимые психические изменения, приводящие его к гибели.

Общество – это среда существования человека и форма его существования. Как материя не бывает без движения, так и человек не бывает без общества. На первый взгляд общество – это совокупность людей, наделенных волей и сознанием, осуществляющих деятельность и совершающих поступки под влиянием собственных интересов, мотивов и настроений. Но если вдуматься чуть глубже, то не трудно понять сознание отдельного человека реализуется только в отношении с другими людьми. Тоже можно сказать о деятельности, которая в строгом смысле никогда не бывает индивидуальной. Даже, Робинзон Крузо оказавшийся на необитаемом острове, пользуется орудиями труда, технологиями, трудовыми навыками, приобретенными им в обществе. Даже интересы и мотивы, кажущиеся исключительно индивидуальными, воспитываются в каждом индивиде социальной средой. В одной и той же ситуации люди из разных общественных систем ведут себя по разному.

Сущность общества прекрасно выражена нашим языком. Общество – это общение между людьми. Причем в сочетании «общение между людьми» приоритет принадлежит «общению». Именно оно фундаментально. Вне общения человек неосуществим. Общение – это универсальная форма бытия людей[2], выражающаяся в их взаимодействии, или, говоря более определено, в их совместной деятельности. В свою очередь, деятельность всегда вызвана необходимостью удовлетворения потребностей людей. И в силу того, что люди обладают рядом базовых общих потребностей (питание, безопасность, общение, знание), их жизнь актуализируется в виде различных форм совместной деятельности, составляющих общественную систему. Так в ходе социогенеза постепенно выделяются четыре основные сферы общественной жизни: экономическая, социальная, политическая и духовная.

Экономическая сфера общественной жизни охватывает отношения, касающиеся производства, распределения и потребления материальных благ и услуг. К социальной сфере относятся формы взаимодействия различных групп людей, с относительно схожими условиями жизни (сословия, классы, возрастные, национальные, конфессиональные сообщества). Политическая сфера регулирует все отношения в обществе, обеспечивая его внутреннюю устойчивость и внешнюю безопасность. Наконец, в духовной сфере осуществляется производство и потребление духовных благ. Указанная дифференциация условна и относительна. Все сферы общественной жизни теснейшим образом взаимосвязаны, переходят одна в другую, влияют друг на друга так же, как и формы деятельности людей. Все это позволяет утверждать, что – общество – это динамическую саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность.