Найти тему

Мы детям всё время талдычим, ЧТО НАДО помнить! А что помнить?

Тельмановский рубеж

Глазами очевидцев
Вечер жаркого дня. Тельмановский рубеж. Здесь я впервые, еще никого не знаю. Можно спокойно поставить палатку и поболтаться. С поля срезан плодородный слой и свален в большие кучи. Будто бы скальп с земли содран.....по середине плешины крупный раскоп, огороженный сеткой, в нем человек семь, останки погибших и похороненных на этой земле солдат. Чуть дальше траншея, в ней ещё столько же... июнь 2021, отличная погода! Ярко светит солнце. Легкий ветерок сушит землю и отгоняет мошек! Если смотреть на небо— маленький рай! Но перед моими глазами останки солдат... ветер и солнце высушивают кости. Плотные слои костной ткани отслаиваются и опадают как высохшие лепестки, а пористая структура превращается в тлен.

На поле, ближе ко рву п.т.о, ещё несколько раскопов на 3—5 человек. Всего под открытым небом человек 20—25, это из того, что видно. На вопросы уставшие за день люди отвечают неохотно, сумбурно, да и вопросы у меня неприятные, потому всё, до утра. Утром Сергей Мачинский, опережая поток моего сознания спрашивает: «Ты видел?» Киваю.
- Что скажешь?
- Снимать надо. Толком уже не разобрать раскоп, протянем и в гроб положить будет нечего. В общем это и без меня понятно и вполне очевидно.
- Саня! Блин... мы работаем в рамках уголовного дела! ВСЁ под опись прокуратуры!
- Там, где именные солдаты сколько имен?
- Восемь пока.
У Серёги болит душа за все, что тут происходит, я об этом знаю.
- Что ты предлагаешь?
- Надо снимать кого можно, чтобы потом не суетиться. Ты ж знаешь, я всегда за солдат.....
- Но это тоже всё за солдат в конечном счёте! Соглашаюсь...Работа пошла. В тех раскопах, где нет именных солдат, начинаем проводить эксгумацию. К концу дня кое-что начинает проясняться. Несмотря на то, что солдаты находятся на боевых позициях, все они захоронены. Их можно разбить на три группы. Первые две можно отнести к ранним. Не буду конкретизировать даты и разносить по годам, просто не знаю.
Первая категория погибших солдат захоронена боевыми товарищами. Они хорошо «аккуратно» уложены, у солдат забран боекомплект - «живым нужнее»! Находятся в нижних слоях «на полу» и хорошо присыпаны.
Вторая группа также в нижних слоях. Находятся в различных позах. Этих хоронили европейцы, брезгливо сталкивая трупы в ямки. У этих солдат при себе снаряжение, тогда ещё продвинутые и цивилизованные европейцы с надменным высокомерием относились к советским вещам, да и к людям тоже.
И третья группа самая большая или основная - находится значительно выше пола, без боекомплекта «за редким исключением». Во время эксгумации складывалось ощущение, что эти ребята какие-то не складные.... вроде всё на месте, но что-то не так. Позже дошло, их хоронили после окончания боевых действий и разминирования. Многие из погибших солдат много времени пролежали под открытым небом. А похоронная команда собирала тела уже на полураспаде..
Как то, в разговоре Серёга Мачинский сказал: « Мы детям всё время талдычим, ЧТО НАДО помнить! А что помнить? Чтобы помнить надо знать что помнить!» К этому могу лишь добавить, чтобы знать надо видеть и понимать, а для этого разобраться.

Александр Першин