Найти тему
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

Однажды 200 лет назад... Май 1822-го

Оглавление

Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!

Май, господа, месяц в любом столетии приятный и располагающий к разным милым безумствам: пикники, катания на лодках, соловьиные трели, любовные терзания и чорт знает ещё что, и будь ты хоть почтенный отец семейства, хоть шалопай-студиозус, безусый корнет или озабоченный постоянною нехваткою средств титулярный советник - а всё одно, май в состоянии вскружить голову любому из перечисленных господ, да хорошо ещё, ежели без каких-либо последствий для оных, а то, знаете ли, всякое случается...

Мы же с вами, пожалуй, воздержимся от чего-либо подобного, наше дело, господа, только наблюдать, а посему милости прошу присоединиться к нашему вояжу в приятной компании. А что она приятная - не извольте усомниться, в доказательство чего прилагаю краткую квинтэссенцию предстоящего. Итак, сегодня у нас:

  • Возвращение братьев Булгаковых. Последнiя московскiя и петербургскiя новости
  • Главное стихотворение весеннего сезона 1822-го. Пушкин-хитмейкер
  • Температурный вестник
  • Немного о семье Ивана Тургенева
  • Ежемесячные чтения "Санкт-Петербургских ведомостей"
  • Поэтические нововведения цикла: майский стихотворный фестиваль

Слава богу, московский почт-директор Александр Булгаков вдоволь нагостился к брата в столице (три месяца гостевал!), и теперь у нас снова появилась возможность перлюстрировать его корреспонденцию (и то сказать - не всё ж ему одному подобным заниматься!) Пока что он неспешно движется из Санкт-Петербурга в Москву и делится с Константином путевыми наблюдениями.

"Наша карета – чудо! Чрезвычайно покойна и легка, как перо. Товарищи славные. Хочу критиковать и не придумаю что, кроме надписи: большая карета, а написано – почтовая коляска... Дорога наша, как видишь, продолжается хорошо, любезный друг. Время, карета, лошади, ямщик и Никифоров – все благоприятствует нам. Ежели поедешь через Зимогорье, советую тебе у надзирателя поесть свежих сельдей с озера. Они не уступают кронштадтским ершам; а котлеты, кои готовит жена его, курляндка, стоят котлеток твоего повара. Мы все объелись и для того принимаемся за лекарство, то есть за чай и кофе"

Константин в свою очередь потчует брата столичными новостями... Ничего интересного, так - всякая светская всячина.

"На этих днях встретил я Сперанского с дочерью в саду. Он мне объявил, что дочь его невеста... Император и императрица изволили совсем переехать в Царское Село, Мария Федоровна с великими княгинями – в Павловск. Нового ничего не слыхать. Мария Федоровна провожает великую княгиню до первой станции за Нарвою. Сенатор князь Николай Николаевич Хованский был вчера у меня. Он отпущен до излечения болезни в чужие края, с сохранением окладов. Государь его отпустил очень благосклонно и пожаловал 1000 рублей на дорогу. Он очень весел и доволен, поедет к водам, зиму первую, а может, и вторую, проживет в Париже"

Александр Яковлевич по прибытии немедленно окунается в прежнюю свою безмятежную жизнь - и, конечно, в окружении уже известных нам персонажей:

"...Вчера был я у Пушкиных, все тебе кланяются... У Пушкиных было много народу. Множество ехало в Летний сад, хотя погода была незавидная... Ну, брат, уж мостовые здесь – еще хуже ваших. Я иначе не буду ездить, как на ногах своих. До того вчера избило меня, едучи от Пушкиных, что я решился слезть и идти пешком. Вяземский звал к себе обедать, но я явлюсь только после, ибо он заставляет слишком есть, да и признаюсь тебе, что, кроме него, никого из компании его не жалую. Он догадывается, я думаю, потому что всякий раз говорит: «Приезжай, Иван Иванович Дмитриев тоже будет». Вяземский вчера меня спросил: «Что, Нессельроде и Каподистрия еще не отставлены?» – «Какой вздор! И похожего нет ничего». – «Ну уж поверь, что Каподистрией-то верно пожертвуют, чтобы сблизиться с турками». Откуда берут этот вздор..."

Надо непременно что-то такое придумать, чтобы братья Булгаковы встречались не более, чем на неделю. Жестоко по отношению к родственникам, но ещё более бессердечно с их стороны лишать нас заметок эпохи (пусть и пустяшных - на первый взгляд) и милого вздору, который они вечно несут.

Эдуард Гертнер. Ивановская площадь в Московском Кремле
Эдуард Гертнер. Ивановская площадь в Московском Кремле

Май 1822 года - месяц триумфа пушкинской "Чёрной шали". Уже упоминал, кажется, в одной из публикаций, что напиши Пушкин хотя бы одну её - на пару лет мог бы стать самым модным сочинителем поэтических основ для романсов. Вы только посмотрите - что творится, словно с ума посходили!

Вяземский - Тургеневу: "Посылаю тебе перевод „Черной шали“... Василий Львович измучил от нее свою четверню, разъезжая по всему городу для прочтения..." (имеется в виду перевод Василия Львовича Пушкина на французский)

Снова Вяземский - Тургеневу: "Вчера у меня был ... московско-бригадирско-помещичий вечер: пляски и песни цыганские... Одна малютка прелестно пела „Черную шаль“, только не французскую»

Тургенев - Вяземскому: "Козлов... утверждает, что ничего хуже перевода на французский „Черной шали“ не читывал"

Вяземский - Тургеневу: " Кишиневский Пушкин ударил в рожу одного боярина и дрался на пистолетах с одним полковником, но без кровопролития. В последнем случае вел он себя, сказывают, хорошо. Написал кучу прелестей. Денег у него ни гроша. Кто в Петербурге заботился о печатании его „Людмилы“? Вся ли она распродана, и нельзя ли подумать о втором издании? Он, сказывают, пропадает от тоски, скуки и нищеты... Не пугайся черному сургучу: другого не попалось под руки, да и В. Л. Пушкин так натвердил „Черную шаль“..."

И это всё писано в одном только мае! Причём, заметим, - не самыми поверхностными или ничего не смыслящими в поэзии людьми своего времени! Что уж тогда об остальных!.. И что же в ней такого - в этой "Чёрной шали", что она оказалась такой манкой и для тогдашней интеллигенции, и для провинциалов, и для офицеров, обожающих потерзать гитарные струны?

Гляжу, как безумный, на черную шаль,
И хладную душу терзает печаль.

Когда легковерен и молод я был,
Младую гречанку я страстно любил...

Трагический "кровавый" сюжет - с совершенно ужасающими подробностями: " безглавое тело я долго топтал", " с главы ее мертвой сняв черную шаль, отер я безмолвно кровавую сталь", " в дунайские волны их бросил тела"... Страсти в духе Проспера Мериме и сумрачных баллад Василья Андреевича Жуковского - народу такое нравится! И, конечно, кажущаяся простота стиха - без какого-нибудь фалехова гендекосиллаба, как известно, состоящего из четырёх хореев и одного дактиля, занимающего второе место.с непременным требованием большой постоянной цезуры после арсиса третьей стопы. Помимо романса на музыку Верстовского в начале 1830-х был создан даже одноактный балет с чудным названием «Черная шаль, или Наказанная неверность».

Не пугайтесь! Это всего лишь черновик "Чёрной шали"
Не пугайтесь! Это всего лишь черновик "Чёрной шали"

С каждой публикацией цикла всё более скептически отношусь к нашей "погодной" рубрике - с её "средней температурой". Ага-ага, Карамзин пишет - жара, а среднемесячное значение +5. Кому, спрашивается, верить? У какого-нибудь младшего делопроизводителя в суде годовой оклад 360 рублей, а у начальника департамента NN - 2 000, да квартира казённая, да дрова... В среднем по обоим выходит очень даже недурно... Хотя младшему делопроизводителю лучше об этом не говорить! Ну, тем не менее, давайте всё же полюбопытствуем, но безо всякой веры! Итак, в Москве +10.3... Ежели, к примеру, ночью +6, да днём +15... Ну, может быть. В столице - на целый градус прохладнее, там +9.2. У нас сегодня и того нет! А что же в Иркутске? Ну, поздравляю, петербуржцы, - обскакали вас иркутяне: + 9.8! Сдаётся мне, виды на лето в этом году у обитателей Северной Венеции самые грустные, впрочем, посмотрим...

«Вид на Смольный институт», Санкт-Петербург, неизвестный художник, середина 1820-х годов
«Вид на Смольный институт», Санкт-Петербург, неизвестный художник, середина 1820-х годов

31 мая в числе прочих, выезжающих за границу, в нумере "Санкт-Петербургских ведомостей" значатся "Сергей Николаевич Тургенев, отставной полковник, с супругой Варварой Петровной, малолетними сыновьями: Николаем и Иваном, с отставным штаб-ротмистром Николаем Николаевичем Тургеневым и дворянином Иваном Богдановичем фон – Барановым, дерптским уроженцем. При них четверо крепостных людей". Никак однофамилец? Ан вот и нет - он самый и есть, папенька Ивана нашего Сергеевича, который, собственно, и есть "малолетний сын".

Вышедший в отставку годом ранее в чине полковника, Сергей Николаевич был выгодно женат на Варваре Петровне Лутовиновой, которую, ежели захотеть себе как-то представить, лучше всего перечитать "Муму". Сам же Тургенев, человек по стечению обстоятельств вынужденный отдаться под власть и твёрдую руку супруги, с предельной ясностью обрисован сыном в "Первой любви".

"Мой отец всегда одевался очень изящно, своеобразно и просто; но никогда его фигура не показалась мне более стройной, никогда его серая шляпа не сидела красивее на его едва поредевших кудрях... Странное влияние имел на меня отец — и странные были наши отношения. Он почти не занимался моим воспитанием, но никогда не оскорблял меня; он уважал мою свободу — он даже был, если можно так выразиться, вежлив со мною... Только он не допускал меня до себя. Я любил его, я любовался им, он казался мне образцом мужчины — и, боже мой, как бы я страстно к нему привязался, если б я постоянно не чувствовал его отклоняющей руки! Зато, когда он хотел, он умел почти мгновенно, одним словом, одним движением возбудить во мне неограниченное доверие к себе. Душа моя раскрывалась — я болтал с ним, как с разумным другом, как с снисходительным наставником... Потом он так же внезапно покидал меня — и рука его опять отклоняла меня, ласково и мягко, но отклоняла..."

Ужасен и трагичен конец его. Приехав в столицу по различного рода делам (а более всего - к некоему модному доктору, лечившего каменную болезнь в почках каким-то оригинальным способом), Сергей Николаевич подвергнут был самой настоящей пытке с поджариванием в ванной, от чего и скончался через трое суток прямо в присутствии детей. Мать была тогда за границей и вернулась лишь через полгода. Могила Тургенева-старшего не сохранилась.

Судя по сохранившимся парсунам, красавец Сергей Николаевич был редкостный
Судя по сохранившимся парсунам, красавец Сергей Николаевич был редкостный
А вот с собачкой у вас, барыня. нехорошо как-то получилось...
А вот с собачкой у вас, барыня. нехорошо как-то получилось...

Коли упомянули "Санкт-Петербургские ведомости", так и давайте уже их читать: сегодня у нас нумер сороковой от пятницы 19 дня. Сперва новости заграничные - например, из "Мадрита":

"В Африку отправились Испанские купцы для покупки верблюдов с тем намерением, чтобы развести их в Испании"

Прекрасная идея, как сказал бы спустя сто лет Полиграф Полиграфыч Шариков - "верблюд - животное полезное", но, надобно заметить, по всей вероятности начинание купцов как-то не прижилось, что-то нам сегодня ничего неизвестно о знаменитых испанских верблюдах.

... а вот про испанских быков - сколько угодно!
... а вот про испанских быков - сколько угодно!

Из Стокгольма сообщают немного несвежую новость - видимо, заплутала где-то по дороге...

"При Дребаке ночью 23 февраля потонул бот, на коем находилось много людей, из коих все поглощены волнами, кроме двух, спасенных отважным молодым человеком, Рейнертом Карлсеном"

Слава, слава отважному моряку, герою, не побоявшемуся буйства разгулявшейся стихии в Осло-фьорде! Вот и британский маринист Джозеф Мэллорд Уильям Тернер изобразил нам что-то похожее!

-8

Кстати, о Британии... Она по обыкновению бряцает оружием, делая недвусмысленные намёки всем противникам Короны - явным и тайным.

"Лондон. 27 апреля. В здешних министерских Ведомостях уверяют, что в Плимуте находится 19 линейных кораблей, 11 фрегатов и 30 небольших судов, которые все в самом лучшем состоянии и в случае нужды в наискорейшем времени могут быть вооружены"

Есть повод призадуматься - особенно поджигателям войны... Трепещите! Только, бога ради, не заходите в Осло-фьорд, там нынче неспокойно, и даже отважный юноша Рейнер Карлсен, ежели что, не сможет помочь!

Перелистываем страницы и переносимся в Санкт-Петербург. Очень любопытная для желающих набить руку в стрельбе молодых людей информация.

"Г-н Прево имеет честь уведомить любителей стрельбы, что он завел место по Петергофской дороге близ 3-й версты по левую руку, на даче г-на Флери, против трактира Свеаборга, для стреляния из пистолетов... и он поставит себе за удовольствие руководствовать начинающих. Место сие весьма пространно и удобно для помещения стреляющих и зрителей..."

Насчёт зрителей как бы того... поосторожнее. Впрочем, доверимся опыту г-на Прево, верно, он знает, что делает, и обучение стрелянию завершится благополучно.

Однако, середина мая - самое время, господа, задуматься о летнем отдыхе, причём, крайне желательно совместить оный с пользою для здоровья. А что может быть полезней для здоровье, чем сероводородные источники в курляндской Балдоне? Вот, кстати, и владелец их - тут как тут...

"Не смотря на дождливую в прошлом лете погоду, на Балдонских Водах были однакоже 223 посетителя и 6.385 ванн. Владелец оных вод предполагая, что сего года будет гораздо более посетителей, принимает на себя доставление квартир, ванн, кушания, и тем, кои сами себе приготовляют пишу, посуду. Желающие оным пользоваться, благоволят адресоваться к нижеподписавшемуся до 15 июня. Фон Корф, владелец Бальдонских Вод"

Ох, и ловок же сей фон Корф. Сдаётся мне, применён здесь хитрый коммерческий приём: дескать, о прошлом-то годе и то мест не было, а уж в этом-то... Ну прямо не знаю, сделаю всё, что в моих силах, только поспешить надобно! Так или иначе, а на Бальдонских водах в разные годы отдыхали и Фонвизин, и Вяземский, а последний ещё и написал либретто к одноимённой опере-водевилю Иосифа Геништы "Бальдонские воды". Наверное, есть смысл послушаться фон Корфа!

Видов Балдоны отыскать не удалось, а вот Кисловодск 1830 года - пожалуйста
Видов Балдоны отыскать не удалось, а вот Кисловодск 1830 года - пожалуйста

И снова нерадивые поэты в мае 1822-го устроили забастовку: представьте себе - никто ничего за целый май не сочинил! Дабы исправить это досадное недоразумение, прямо сегодня ввожу новое правило для поэтического финала каждой статьи цикла. Отныне в подобном случае буду брать сразу несколько стихотворений, написанных в МАЕ, но СТРОГО "ДО" актуального года. То есть, применительно к сегодняшней публикации, мы поищем (и почитаем, понятное дело) вещи, датированные 1821-м годом и ранее. Этакий поэтический калейдоскоп у нас получится, заодно и составим себе некоторое общее впечатление.

Таких вариантов, кстати, тоже немного! Начнём, пожалуй, со "старика Державина", 1 мая 1813 года сочинившего послание "На домовую церковь князя А.Н.Голицина". Предупреждаю сразу: оно несколько пространно, а потому привожу лишь первую его часть

Сует мирских во удаленьи,
Во сумраке и тишине,
Лишь солнца ярка в озареньи
Молельный храм открылся мне.
Лик ангельский доходит слуху,
Небесну манну в пищу духу
Мне каплет с высоты Сион,
Что се? – не светла ль сень Фавора,
Иль храмина тех лиц собора,
На челах чьих сиял огонь?..

Стиль немного устарел - особенно если вспомнить, что уже творят Батюшков, Жуковский, Вяземский и пробует своё перо юный Пушкин, но уже и не Херасков с Тредиаковским.

25-м мая 1820 года датировано жуткое стихотворение Василия Капниста "Проклятие дереву" (одно название чего стОит). Оно ещё длиннее предыдущего, поэтому вновь придётся обойтись отрывком.

Тот в день несчастный и печальный
К работе вредной приступал,
Кто здесь тебя первоначально,
Проклято дерево! сажал:
Рукой злочестья, вероломства
Он вырастил тебя близ дома своего
На гибель позднего потомства,
К стыду села всего.

Родному тот отцу, конечно,
В свирепстве череп размозжил
И в темну ночь бесчеловечно
Дом кровью гостя обагрил;
Тот с ядом колхов яд змеиный
Мешал, кто внес тебя в средину рощи сей,
Чтоб ты над головой невинной
Обрушилось моей...

Страшная история, мы, пожалуй, закончим с ней и даже не станем узнавать - чем там дело кончилось... с деревом. Замечу лишь, что давний знакомец и сослуживец Державина Капнист - автор скандальных куплетов чиновника, знакомых нам по "Жестокому романсу" Рязанова.

Бери, большой тут нет науки;
Бери, что только можно взять.
На что ж привешены нам руки,
Как не на то, чтоб брать, брать, брать…

Комедия эта "Ябеда" ставилась ещё при Павле, была запрещена, и на сцену вернулась лишь при Александре I... так что очень странно, что Вожеватов у Рязанова цитирует куплеты более, чем полувековой давности.

Самый известный портрет Василья Капниста кисти Боровиковского
Самый известный портрет Василья Капниста кисти Боровиковского

Таким (или примерно таким) увиделся мне май 1822 года, а уж хорош он был или плох - судить всяко не мне. Любые исторические аллюзии - всего лишь совпадения и не более того! Вам только показалось!.. Жду всех желающих на продолжение "Штукенции" в майском выпуске "Литературного прибавленiя".

С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ

Предыдущие статьи цикла "Однажды 200 лет назад..." с "Литературнымъ прибавленiем" к оному, циклы "Век мой, зверь мой..." с "Ежемесячным литературным приложением", "И был вечер, и было утро", "Размышленiя у парадного... портрета", "Я к вам пишу...", "Бестиарий Русскаго Резонёра", а также много ещё чего - в иллюстрированном гиде по публикациям на историческую тематику "РУССКIЙ ГЕРОДОТЪ"

ЗДЕСЬ - "Русскiй РезонёрЪ" ЛУЧШЕЕ. Сокращённый гид по каналу