Найти тему
Flowwow для бизнеса

Цветочники, укрепляйте свой бизнес! Как не продавать себе в убыток и пережить 2022 год? 6 советов

2022 год оказался очень непростым для всей российской экономики, в том числе и для цветочного бизнеса. У нас очень мало времени и не так много возможностей, чтобы быстро отреагировать на происходящее и укрепить свой бизнес — но это придется сделать.

Мы спросили трех владельцев флористических магазинов сети FMART — Виталия, Юрия и Наталью. Их магазины, несмотря на обстоятельства, стали лидерами продаж на Flowwow 8 марта 2022 года. Узнаем, как эти успешные предприниматели советуют справляться в кризис.

Совет 1. Будьте гибкими

Мир изменился, в этом нет сомнений. Если закупать и продавать по старой схеме, могут возникнуть проблемы, поэтому для начала давайте просто признаем: тактику ведения цветочного бизнеса придется пересмотреть.

Виталий:

Были уже и кризисы, и провалы, но весь опыт, наработанный в те сложные периоды, сейчас не работает, потому что после обычного кризиса бывает резкий взлет, а тут все непредсказуемо. В ближайший год россияне не вернутся к прежней покупательской способности, это точно. В сравнительном выигрыше окажется, тот, кто умеет быстро реагировать на изменения и адаптировать свой бизнес с филигранной точностью, чтобы минимально браковать и максимально продавать. Необходимо быть максимально гибкими, корректировать закупку, исходя из спроса и поведения покупателей.

Совет 2. Откажитесь от простых решений

В состоянии паники и тревоги мы часто осуществляем тот план, который первым приходит в голову. А между тем, сразу после “лобовых” решений к нам приходят более дальновидные и разумные. Просто не спешите претворять планы в жизнь — сначала оцените перспективу хотя бы в полгода —год, подумайте, на чем держится ваш бизнес.

Виталий:

Первоуровневые решения — либо закупать более дешевый цветок, либо продавать с наценкой — ни к чему не приведут, кроме потери покупателей. Лучше попробовать правильно распределить закупку, чтобы не допустить роста брака. Вовремя урезать поставки и продавать столько, сколько вы можете продать, но без потери качества и без накруток. Сейчас выигрывают те, кто уже это понял и на ходу перекраивает свой план закупок.

Юрий:

В сложные моменты хочется максимально сохранить деньги: сэкономить на рекламе, сократить штат… Но это уже не первый мой кризис, и моя тактика остается неизменной: что бы ни случилось, не урезать рекламные бюджеты и не увольнять сотрудников. Кризис приходит и уходит, а сервис, репутация и сотрудники остаются: это главный актив.

Совет 3. Найдите баланс между российским и импортным цветком

Юрий:

Сейчас многие коллеги думают о том, чтобы полностью переходить на российский цветок — я этого делать не планирую. Отечественный цветок тоже подорожает: ведь его выращивают из голландского посадочного материала. С российскими поставщиками мы работаем только летом, в самый сезон, и предпочтительно с небольшими местными фермерствами.

Наталья:

А я вот уже 8 лет работаю преимущественно с российским цветком и вижу в этом много преимуществ. Сейчас цены на российские цветы держатся на уровне 14 февраля, а еще через 2-3 недели они начнут снижаться. Не могу сказать, что он проигрывает по качеству: просто у него есть своя специфика. Например, лепесток более нежный и хрупкий (эквадорская и кенийская роза более плотная). Но цветы из Голландии к нам приходят не намного лучшего качества, чем от российского производителя.

Да, возможно, редкие сезонные цветы будет достать сложнее. Но я и раньше не очень понимала людей, которые просили пионов среди зимы: это же сезонный цветок, зимой он даже если есть, то совсем не того качества, которого вы ждете. Просто давайте будем стараться работать с сезонным цветком и находить адекватных поставщиков.

Виталий:

В целом, по моим расчетам, магазинам невыгодно будет полностью переходить на российский цветок — лучше уж соблюсти баланс, 50 на 50 использовать отечественные и импортные цветы.

Дело в том, что больше 50% видов цветов в России просто не растет, или растет только в сезон: то есть, мы заведомо отказываемся от значительной части ассортимента, а это может разочаровать покупателя. Цены на российский цветок тоже нестабильны: в марте российские поставщики, с которыми мы работаем, за 8 дней 3 раза меняли ценник — без какой-либо привязки к сезону, курсу доллара и другим объективным факторам.

Совет 4. Адаптируйте продукт

Если у ваших покупателей стало меньше денег, это не значит, что у них пропало желание покупать цветы. К вам обязательно вернутся за букетом, помня о вашем сервисе и качестве товара — но сам товар должен быть подъемным по цене.

Наталья:

В сложившейся ситуации, когда спрос на цветы упал, просто нет смысла закупать дорогую экзотику. Средний чек на цветы у покупателей нашего магазина — 3000-3500 рублей. Сегодня за эти деньги ничего необычного не предложишь: мы можем собрать на сумму 3000 рублей букеты, которые раньше стоили 1500-2000 рублей.

Планируем предлагать покупателю более простую флористику: например, пышный букет из четырех-пяти видов розы — надежный вариант, и выглядит хорошо. А попытки вплести в букет что-то необычное, премиальное, могут закончиться созданием “букета ни о чем” Советую не пытаться сделать экзотический букет любой ценой: лучше проще, да лучше.

Юрий:

Мы давно закупаем у российских фермеров полевые цветы и травы — это сезонный товар хорошего качества. Возможно, именно полевые цветы этим летом окажутся в тренде: вполне антикризисный вариант.

Совет 5. Найдите возможность присутствовать в онлайне

Что бы ни случилось, доля онлайн-бизнеса будет только расти. Даже в самой немыслимой ситуации российский покупатель не откажется от возможности воспользоваться удобным онлайн-сервисом.

Виталий:

Больше шансов устоять в этой непростой ситуации будет у магазинов с долей выручки в онлайне. Присутствие в каком-либо агрегаторе или на маркетплейсе будет преимуществом для флористического магазина, так как онлайн дает шанс продержаться на плаву намного дольше, расти дальше вместе с площадкой, если придется туго — даже кое-где сэкономить на аренде. Те, кто останутся только в рознице, скорее окажутся под ударом.

Еще небольшое преимущество будет у сетевых магазинов: у них больше аудитории, больше доверия бренду, чуть больше возможностей для маневрирования.

Совет 6. Постарайтесь сохранить качество

При всех антикризисных мерах, букет цветов останется символом праздника, желанным и эффектным подарком. Проследите за тем, чтобы этот подарок не разочаровал клиента.

Юрий:

После 8 марта мы не стали снижать цену на букеты: я уверен в своих постоянных покупателях. Они привыкли к нам, уверены в высоком качестве цветов и продолжают заказывать именно у нас.

Виталий:

Важно, чтобы цветок, независимо от страны-производителя, отвечал нашим требованиям по качеству. Колумбийская альстромерия в разы лучше российской, а при закупке цена ее отличается всего на 40 рублей. Возможно, выгоднее будет закупить меньше импортной альстромерии, зато качественной.

Самый главный совет

Не погружайтесь в негатив! Любой кризис — это время не только хлопот, но и новых решений, и прорывов. Как показывает многолетняя практика Flowwow, во все времена в выигрыше оказывается тот, кто, адаптируясь к новым условиям, не допускает снижения качества и не работает себе в ущерб.

Напомним нашим текущим партнерам: по любым вопросам и предложениям пишите в чат Flowwow. Возможно, какие-то решения найдутся быстрее, если решать задачу сообща.

Предпринимателям, которые пока только присматриваются к нашей платформе, напомним: регистрация новых магазинов на Flowwow идет постоянно. Если вам нужна поддержка уровня заказов из онлайна, вы можете зарегистрироваться на платформе в любой момент.