Вообще, мне кажется (не исключаю — ошибочно), что все вот эти книги о том, как кто-то открыл свой бизнес, совершенно бесполезны. Ну, если вы прочитаете биографию Марии Кюри, вы не станете химиком и физиком?! Тем не менее, все эти «истории успеха» пользуются успехом именно потому, что читатель, в большинстве своем, надеется найти там универсальный рецепт. И сегодня у нас такая жутко интересная и крайне непрактичная книга — «Магазин всего», в которой идет речь о создании империи AMAZON.
Джефф Безос зарегистрировал Amazon в 1994 году, во времена, когда интернеты выдавали по dial-up и то — не везде. Например, в нью-йоркском литературном агентстве «Литтл Биг», где свою карьеру начинала Джоанна Рэйкофф, автор блистательного романа «Мой год с Сэллинджером» (обязательно расскажу позже) компьютер появился только в 1996 (один).
Так вот, Безос действовал в диком поле, где не было четких правил игры. Он каждый день совершал революцию, изобретая свои правила, а спорщиков было немного.
ТОП-менеджмент он предпочитал хантить у крупных офлайновых сетей (а ты сыщи в 1994 году специалистов по e-commers). Маркетологи у него не задерживались дольше года и убегали с воплями «вы сломаете рекламный рынок». Пресс-служба, кажется, не нужна была вовсе, поскольку Безос не общался с прессой довольно долго. Да, и с прочими он особо не церемонился: компания до сих пор не оплачивает обеды в офисе и не предоставляет корпоративный транспорт (расскажите об этом в российских компаниях). Зато с тех пор, как Amazon переехал из домашнего гаража Безосов в офисный центр, всегда есть парковка для сотрудников, и представляют ее с той целью, чтобы те могли уехать поздно ночью, а не подстраивались под расписание автобусов, бросая недоработанную работу.
Если читать книгу внимательно, то станет понятно, что основа успеха бизнеса Amazon — предельное внимание к покупательскому сервису и полнейший беспредел по отношению к поставщикам. Компания с самого начала позволяла себе устанавливать клиентские скидки в одностороннем порядке. Кстати, знаменитый в нашей стране «магазин всего» с фиолетово-розовым логосом, работает именно по этой же бизнес-модели.
Да, конечно, великие вещи (и Amazon из таких) появляются в условиях, когда ломаются установки и правила. И вот опасность «Магазина всего» в том, что прочитав эту книгу мнооооогие владельцы бизнесов примеряют на себя эту ролевую модель. Но хорошо бы хотя бы, прежде чем перенимать чей-то стиль, проводить некое масштабирование собственных ресурсов и целей. Может я наивно топлю за «экологичность в бизнес-подходах», ведь, пока не создала ни одного более или менее рабочего бизнеса?