Найти в Дзене
Илья Варламов

Интервью с политологом Екатериной Шульман

Отрывок из интервью с политологом Екатериной Шульман.

Насколько показательны опросы граждан?

Один из параметров, которые наиболее выразительно характеризуют опросную социологию последнего времени – это процент отказов. В условиях всеобщей чрезвычайности, как показывают данные социологической службы Russian Field, процент отказа от участия в них [опросах] достигает 97%. Причём, некоторые люди отказываются сразу, некоторые – прерывают ответы, когда дело доходит до чего-то, за что можно получить 15 лет колонии согласно последним законодательным изменениям. То есть, первое, что надо знать об опросах – в них никто не хочет участвовать. Поэтому, когда вам говорят «13% опрошенных» или «76% опрошенных», то это 76% из тех, кто согласился с социологами говорить.

Кто именно соглашается говорить с социологами?

В мирное время было два ответа, оба нехорошие. Либо человек воспринимает участие в опросе как проверку на лояльность. Либо респондент воспринимает социолога как эмиссара от начальства, которому можно пожаловаться.

И тот, и другой варианты поведенческой стратегии не очень предполагают достижение главной цели соцопроса – выявление мнений граждан.

Опросная социология – для свободных людей

Опросная социология растёт из двух потребностей и зародилась в США в 19 веке. Первая потребность – понять как люди проголосуют на президентских либо парламентских выборах. Вторая потребность – понять, что они купят.

И в том, и в другом случае предполагается, что у респондента есть свобода выбора как распорядиться своим голосом или как распорядиться своей денежной единицей. Опросная социология – для свободных людей, не в обиду никому будет сказано. При отсутствии этих условий зачем кого-то вообще спрашивать – не очень понятно.

Самый главный маркер в опросах – это возраст

Что видно даже из раскладов ВЦИОМа: самый главный маркер – это возраст. Всё остальное вторично. Эта «спецоперация» мужчин за 55+. Чем страта моложе, тем поддержка ниже.

Молодость должна быть заворожена всем этим, а пожилые люди должны бояться за свой сложившийся мир, стремиться к стабильности и иметь больше опасений, чем восторгов. У нас всё наоборот. Это не совсем типично для того, как люди и социумы относятся ко всяким проявлениям массового насилия и убийствам людей в больших количествах.

Полное интервью — на моем канале Varlamov Talks.