Найти в Дзене

Варежка. Эпизод одиннадцатый.

Осталось совсем немного! Да, кажется, я забыла сказать, что эта повесть из моей книги, выпущенной несколько лет назад, но в несколько расширенном варианте. За прошедшее время история подруг претерпела кое-какие изменения.. …Андрей вернулся в начале лета. Уездный городок за почти четыре года его отсутствия изменился: повсюду царил налет запустения, делая его совершенно чужим, даже знакомые лица не встретились по дороге; центральная улица почти вымерла. «Будто и не жил здесь ни одного дня», - с грустью подумал теперь уже капитан Туманцев. Он сознательно решил прогуляться по улицам, помня, какое оживление здесь царило летом… Сейчас же все выглядело удручающе… «Славная встреча выходит со старым приятелем, - усмехнулся молодой мужчина, оглядываясь по сторонам. - А впрочем, ничто и никто не стоит на месте. Наверное, мы оба постарели, каждый по-своему". В гарнизоне тоже все было как-то иначе: другое начальство, обозленный офицерский состав. Пропало чувство большой и вполне дружной се

Осталось совсем немного! Да, кажется, я забыла сказать, что эта повесть из моей книги, выпущенной несколько лет назад, но в несколько расширенном варианте. За прошедшее время история подруг претерпела кое-какие изменения..

…Андрей вернулся в начале лета. Уездный городок за почти четыре года его отсутствия изменился: повсюду царил налет запустения, делая его совершенно чужим, даже знакомые лица не встретились по дороге; центральная улица почти вымерла. «Будто и не жил здесь ни одного дня», - с грустью подумал теперь уже капитан Туманцев. Он сознательно решил прогуляться по улицам, помня, какое оживление здесь царило летом… Сейчас же все выглядело удручающе…

«Славная встреча выходит со старым приятелем, - усмехнулся молодой мужчина, оглядываясь по сторонам. - А впрочем, ничто и никто не стоит на месте. Наверное, мы оба постарели, каждый по-своему".

В гарнизоне тоже все было как-то иначе: другое начальство, обозленный офицерский состав. Пропало чувство большой и вполне дружной семьи, что главенствовало здесь три-четыре года назад. Андрей даже порадовался, что после отпуска отправится на новое место службы. Решив все вопросы в части, где его больше ничто не держало, он отправился в детский сад к Анне Дмитриевне. Мысли о Настасье не давали покоя, но почему-то сначала он решил поговорить с ее бабушкой. Мало ли что могло произойти за долгие три с лишним года, пока он был так далеко, что этот городок иногда казался нереальным, а Настасья - почти сказкой, но эта сказка помогала ему в самые тяжелые минуты.

- Анна Дмитриевна давно на пенсии: у нее теперь другие заботы, - многозначительно сказала ему новая медсестра, с неподдельным интересом рассматривая приятного молодого человека с совершенно седыми висками.

- Не знал, извините!

Андрей уже повернулся, чтобы уйти, как в спину ему раздалось:

- А ее адрес вы знаете? Она на этой же улице живет, только ближе к перекрестку.

Он кивнул, не оборачиваясь.

На улице ноги сами понесли знакомой дорогой от садика, куда когда-то ходил просить телефон понравившейся девушки, к дому с белыми наличниками на окнах. В этот дом он мчался каждую свободную минуту к своей Настасье. Если говорить честно, то жениться на ней он решил еще в тот вечер, в клубе, когда девчонки, забыв обо всем, танцевали. Кажется, это было в прошлой жизни. Какая она теперь? Он даже не надеялся, что Настасья помнит о нем.

Решившись, позвонил в дверь.

- Анна Дмитриевна, здравствуйте! Узнали? – улыбнулся молодой человек.

- Подождите-подождите, - немолодая женщина внимательно рассматривала нежданного гостя. – Господи! Андрюша, неужели ты? Прости, не признала сходу.

- Я, Анна Дмитриевна, собственной персоной! Как вы тут?

Она задумалась: слишком уж неловкая ситуация складывалась, и женщина не знала, как поступить:

- Нормально, живем потихонечку. С продуктами, правда, в городе тяжеловато, но дочь с зятем не забывают. Андрюш, а ты-то давно вернулся?

- Сегодня утром, и почти сразу к вам.

Тут хозяйка словно встрепенулась:

-Ой, что ж мы все в дверях-то стоим? Ты проходи!

Он вошел в знакомый дом, над которым время, кажется, было не властно.

- Чаю хочешь? Или, может, покормить тебя? Ты же, небось, голодный? Весь день на ногах да с поезда к тому же..

Немолодой женщине захотелось обнять его по-матерински, Она даже сделала шаг навстречу, но что-то ее остановило. Может быть, излишняя сдержанность. Андрей остался в ее памяти улыбчивым, разговорчивым парнем. А сейчас перед ней стоял совершенно чужой человек.

Анна Дмитриевна, скрывая смущение, открыла дверь в комнату и пропустила гостя вперед.

В комнате тоже все было по-прежнему: круглый стол, покрытый скатертью со свисающей бахромой по краям и вазочка со срезанными цветами в центре.

- Как будто только вчера от вас ушел, - улыбнувшись, признался Андрей. - Уютно, хорошо по-домашнему...

Вот теперь она обняла его!

- Андрюша, как же ты изменился, - пробормотала Анна Дмитриевна.

Он не разобрал ее шепот.

- Да ты садись к столу, а я сейчас что-нибудь соображу, - уже нормальным голосом сказала хозяйка и быстрым шагом ушла на кухню, стараясь не показывать слезы на глазах.

"Господи, мальчики, почему же жизнь к вам так несправедлива? Что она с вами делает? Проверяет на прочность, и вы проходите эту проверку", - думала она, а руки сами готовили что-то нехитрое, чем можно было бы его накормить.

Андрей сидел в комнате, обдумывая, как начать разговор.

Анна Дмитриевна быстро накрывала на стол.

- Ты извини! У меня все на скорую руку приготовлено. Вроде, на пенсии, а времени ни на что не хватает, - смутилась еще больше она. – Гостей, прости, не ждали.

Он наблюдал за ней и ловил себя на мысли, что Настасьина бабушка сегодня на себя не похожа. Всегда приветливая, степенная Анна Дмитриевна вела себя несколько нервозно, суетливо. Что-то скрывала? Или он появился не вовремя?

Хозяйка села напротив него и, словно решившись, спросила о том, что не давало ей покоя несколько лет:

- Андрюша, где ж ты пропадал-то столько времени?

От этого невинного вопроса внутри у Андрея похолодело и сразу расхотелось есть: неужели Настасья не дождалась-таки?

- Далеко, в жарких краях, а от подробностей увольте! Подписку дал о неразглашении, так что извините, - излишне сухо отозвался он.

- Да, Андрюша, несладко тебе там пришлось. Виски седые совсем, и глаза невеселые. Тяжело там было?

- Непросто! Многое пришлось переосмыслить, – он помолчал. - А вообще, знаете, терпимо! Оказывается, человек ко всему может привыкнуть, кроме смерти друзей, - он снова замолчал.

Анна Дмитриевна не торопила. Она по глазам гостя поняла, через что ему, вероятно, пришлось пройти... Ей вдруг вспомнились ребята в госпитале в войну.

- Вы мне главное скажите, как Настасья? - вдруг спросил Андрей. - С ней все в порядке?

- Экзамен завтра сдает последний. Будем думать, что ей дальше делать. Андрюш, давай чайку попьем? За чаем и говорить как-то легче! Раньше ведь так и было, - улыбнулась хозяйка, дотронувшись до загорелой руки гостя.

- Анна Дмитриевна, если я не вовремя, вы так и скажите! Я пойду тогда!

- Андрюша, о чем ты!!! Даже не думай! Это я от неожиданности никак не соображу, как себя вести! все-таки почти четыре года тебя не было, - возразила она и тут же переключила неприятный разговор. -Так как по поводу чая?

- Можно!

Анна Дмитриевна ушла на кухню за чайником.

О чем она молчит? Настасья замужем? Этого следовало ожидать… Столько времени прошло…

- Вот и чай готов! Варенье положить? – прервал его размышления голос хозяйки. - А еще печенье есть, московское...

В этот момент послышалось шлепанье босых ног, и на пороге комнаты появилась маленькая пухленькая взлохмаченная девчушка в смешной пижамке. Она тащила за собой игрушечного щенка.

Андрей остолбенел, а малышка деловито залезла на стул около стола, внимательно посмотрела на мужчину и повернулась к бабушке:

- Ба, мы с Топой проснулись и тоже хотим чай с печенькой! – деловито сообщила она, пристраивая игрушку рядом собой.

- Привет! Как тебя зовут?- обратила внимание на незнакомца малолетняя кокетка.

- Андрей, - с трудом выдавил тот и посмотрел на внезапно побледневшую пожилую женщину, а та после некоторого замешательства улыбнулась и кивнула:

- Знакомься, Андрюша! Это Варвара Андреевна! Наша красавица ненаглядная!

Он никак не мог проглотить какой-то комок в горле, мешавший говорить. Малышка была похожа на него, но при этом неуловимо напоминала Настасью.

- А мама и Алена зовут меня Варежкой, - между тем важно сообщила девчушка.

- Я тоже буду звать тебя Варежкой, можно? - наконец, справившись с собой, выдавил новоявленный отец.

Девочка задумалась, насупив бровки и выпятив нижнюю губу, потом кивнула и серьезно спросила:

- А мне как тебя звать?

Анна Дмитриевна, не выдержав, вмешалась в разговор:

- Варюша, взрослым людям надо говорить «вы», - мягко заметила она.

- Анна Дмитриевна, это незнакомым взрослым надо говорить «вы», - парировал Андрей. - А я, похоже, не совсем чужой.

- Я тебя пока не знаю, - подумав, выдала малышка. - Ты кто?

В комнате повисла тишина…. Пауза затягивалась… Как ей ответить? Андрей растерялся. Он готовил себя, кажется, ко всему, но вот этого варианта не ожидал. В его душе разом перемешались все чувства. Но почему девочка живет здесь, а не в Москве с матерью??? Стоп! Надо взять себя в руки!

Женщина исподтишка наблюдала за гостем, а тот..

- Анна Дмитриевна, у вас ведь есть телефон? - спросил он.

- Телефон есть в другой комнате. А с ребенком ты не хочешь поговорить?

- Сейчас, подождите! Кажется, впервые в жизни я не знаю, что надо делать сначала.

- Тогда звони! Она ждет! И сейчас дома! Это я точно знаю! – улыбнулась хозяйка.

... Девушки, вопреки сложившемуся за время учебы правилу, к госам готовились вместе дома у Стаськи и между делом обсуждали, как послезавтра поедут в сторону севера к самому очаровательному ребенку на свете

- Аська, мне не дает покоя один вопрос! – спросила Аленка, комично сведя глаза к переносице. - Почему мы готовимся у тебя?

- У тебя мама дома и постоянно бы нас кормила! Ты же сама знаешь, - засмеялась Стася. – А мы за фигурами следим!

- Да уж! Фигура превыше всего! – согласилась подруга, подходя к зеркалу. – А есть-то хочется! Умственный труд предполагает сбалансированное питание…

Она подошла к зеркалу и покрутилась, любуясь собой. Отражение ей явно понравилось. Стаська хохотала, глядя на Аленкины кривляния.

И тут в коридоре раздалась трель междугороднего звонка.

- Бабуля звонит? С Варежкой что-нибудь? – разом испугалась Стася.

Она становилась посреди комнаты, не решаясь сделать еще шаг:

- Я боюсь отвечать!

- Аська, не психуй раньше времени! И сними, наконец, трубку! - распорядилась Алена. – Что за идиотская манера у тебя появилась – думать сразу о плохом!

Соскучившаяся мать встряхнулась и, внимая разумным доводам здравомыслящей подруги, ответила.

Андрей на мгновенье застыл, услышав любимый голос, а потом заговорил:

- Настасья, а мы тут с Варежкой…

- Андрей! Господи, неужели это ты? Когда ты вернулся? – Тут ей не хватило воздуха, но справившись с собой, продолжила: - Послезавтра я жду вас с Варежкой у нашей скамейки! Ты сможешь? Нам надо о стольком поговорить...

- Мы будем там с утра! – тут же отозвался он.

Аленка с нескрываемой радостью наблюдала за тем, как меняется лицо подруги: перед ней стояла растерянная, но счастливая, чуть смущенная девчонка. Казалось, ей снова восемнадцать.

- Господи, неужели он вернулся? Я не верю!!!

- Ну, что подруга? Я была права??? Из этой чертовой штуки не всегда звучат плохие новости! – не изменяя себе, менторским тоном произнесла она, махнув в сторону телефона. - Жизнь-то налаживается! сдается мне, скоро у нас свадьба будет? Ладно, давай готовиться! Замуж надо выходить с красным дипломом в сумочке, чтоб жениху уже некуда было деться!

Экзамены сданы; осталась последняя неделя - другая беззаботной жизни, а потом надо принимать решение, от которого будет зависеть вся жизнь… Но ведь до этого еще есть время!

Рано утром девчонки выехали из Москвы до боли знакомым маршрутом; ехали на машине Стаськиных родителей, но Аленка не пустила подругу за руль.

- Нет, ты как хочешь, а я просто обязана присутствовать при такой исторической встрече! В конце концов, мне не безразлично будущее моей крестной дочери! К тому же я должна убедиться, что у Варежки есть отец, а у моей подруги вот-вот появится муж! - рассуждала она.

Ее болтовня успокаивала Стаську, которая в любой момент готова была выскочить из машины и бежать бегом к заветной скамейке в горсаду.

Въехав в город, Аленка невинно спросила:

- Куда теперь? Домой? Продукты выгрузить?

Стаська, не отвечая, помотала головой.

- Аська, ты уверена, что они в саду? Насколько я поняла, время встречи не уточнялось, - не унималась Алена, глядя наивными глазами на подругу.

- Все равно сначала к скамейке, а там разберемся, - почти прорычала та. – Ален, прекрати издеваться!

- Как скажешь! – покорно согласилась водительница.

Стоило остановить машину около входа в горсад, как Стаська сорвалась с места и помчалась на заветную аллею, не дожидаясь, пока подруга припаркуется.

- Подожди меня! – закричала ей вслед Аленка.

Поневоле пришлось остановиться и дождаться подругу.

Девушки издалека заметили отца, увлеченно игравшего с дочерью. Малышка заливисто хохотала, взлетая в небо и падая в сильные мужские руки.

- Кажется, они нашли общий язык! – сказала Аленка. - Наша Варежка не всякого к себе подпустит. По крайней мере, мой бывший не сумел покорить сердце этой серьезной кокетки!- с явным одобрением в голосе продолжила Крестная мать. – Молодец – девка! Вся в Крестную!

- Ой, Ален, только не заводи старую песню о том, что ты развелась с ним только потому, что Варька его не оценила, - засмеялась Стаська.

- Устами младенца глаголет истина, - с умным видом выдала банальность Алена.

Стаська, пропустив мимо ушей ее слова, любовалась простой картинкой человеческого счастья, пока дочь не заметила ее.

- Пап, смотри! Там мама! – радостно закричала она…

Окончание следует....