В начале XIX века на фоне сложных политических коллизий: сначала героических побед наполеоновской армии, а затем её сокрушительного поражения в России, бегства бывшего диктатора, реставрации монархии Бурбонов, а впоследствии побега короля, стиль ампир переживал свои кризисные времена. Театрализованная патетика, основывающаяся на холодных формах античности, утрачивала внимание зрителя и требовалось что-то новое, наполненное жизнью и естественными эмоциями. На этом фоне появляются художники, которые обращаются к сильным чувствам и переживаниям поистине вселенского масштаба. Даже в среде учеников Давида, в отдельных произведениях,можно увидеть признаки живописи нового времени, направления, названного «романтизмом». Первоначально его связывали с литературой, и многие художники иллюстрировали произведения, созданные в этом направлении. Другие же черпали вдохновение в Библии, изображая самые тяжелые испытания, выпавшие на долю человеческого рода. Накал жизненных физических и духовных сил рождал удивительные картины, которые шли вразрез с общепринятыми догмами живописи конца XIX столетия.
В этой среде сформировался талант Теодора Жерико, настоящего гения романтизма во французском искусстве, который поднял его знамя, провозгласил новые установки, задачи и стремления в живописи, определившего дальнейшее влияние на следующее поколение. Не отказавшись от достижений художников прошлого, он взял от них наиболее важное и ценное для себя. Не раз Жерико черпал вдохновение в живописи Возрождения, искусстве художников XVII века и своих современников. Обращаясь к тем или иным традициям живописец словно меняет свой почерк и становится непохожим на самого себя. За короткий жизненный и творческий путь Жерико,как никто другой, показал, насколько отзвуки прошлого могут отразиться на современном искусстве. Для сюжетов картин мастер выбирал значимые события, главным образом те,где максимально проявляется лучшие человеческие качества: смелость, силу духа, самопожертвование. Человек в борьбе, в яростном сопротивлении стихии из последних сил сражается и выходит победителем. Эта тема более всего проявилась в его главном произведении «Плот «Медузы», 1818-1819 гг. Отталкиваясь от конкретного события, Жерико создавал обобщающий образ катастрофы и борьбы двух стихий: человеческого духа и природы.
Теодор Жерико был новатором и в других жанрах, в частности,в портретном и анималистическом. В изображении лошадей художник достиг небывалой до него живописно-пластической лепки формы. А в серии портретов умалишенных живописец создаёт глубокие образы, от которых сложно оторвать взгляд и внутри всё холодеет; по силе своего звучания эти произведения приближаются к портретам королевских шутов Веласкеса.
Лектор: главный хранитель музея Воробьева Ирина Олеговна.
23 апреля, в субботу, в 15 в Ростовском областном музее изобразительных искусств состоится лекция «Героический романтик. Теодор Жерико» из цикла «Души неистовый порыв…».
Стоимость билета – 150 р.
Тел. 201-39-82, 266-45-14
Сайт музея romii.ru
г. Ростов-на-Дону, пр.Чехова, 60.
#история искусств #музей #искусство #ростов-на-дону #романтизм #культура #история #живопись #творчество #лекции