Россию накрывает масштабный логистический кризис. Если месяц назад казалось, что нашей главной проблемой будет доллар по 200 рублей (он стал реальностью только для президента Байдена), то теперь главная беда – вступивший с 16 апреля в силу пятый пакет европейских санкций.
Они предусматривают запрет на въезд в ЕС фур из России и Белоруссии. Интенсивность рейсов с 24 февраля и так серьёзно снизилась из-за опасений дальнобойщиков, скачков курсов валют и отказа европейского бизнеса работать с Россией. Но теперь логика политического противостояния будет вынуждать Россию отвечать зеркально на европейские ограничения. Однако зеркальный ответ сильно ударит по российскому бизнесу.
Он ведь по-прежнему сильно зависит от поставок из ЕС. Оттуда, например, ввозится почти вся термобумага для чеков, почти вся клейкая лента для этикеток, большая часть хмеля для пива и соков для детского питания. И это список можно продолжать почти до бесконечности.
Тогда что же делать?
Первый шаг уже сделан: легализован параллельный импорт и разрешён ввоз товаров по временной схеме декларирования. Это позволит скорректировать логистические потоки.
Второй шаг напрашивается сам по себе по аналогии со схемой «газ за рубли»: в транзитный коридор ЕС-РФ нужно добавить промежуточную остановку. Запрет на въезд в РФ фур из Прибалтики и Польши (эти страны выиграют от европейских ограничений) – шаг в никуда: мы слишком сильно зависим от поставок ряда товаров. Тогда пусть поляки и прибалты въезжают в Белоруссию, а там перегружают свои товары на фуры из РФ и РБ. Логистика немного усложнится и подорожает, но тысячи водителей продолжат работать.
Третий шаг столь же логичен, как и второй. Если в России уже есть комиссия при Совбезе по IT-суверенитету, которую возглавляет Дмитрий Медведев, то пора перезапустить работу, созданной ещё в 2015 году, комиссии по импортозамещению. В её состав нужно ввести экспертов, представителей отраслевых бизнес-ассоциаций и банкиров. Целью деятельности комиссии должно стать максимально возможное импортозамещение. Алгоритм работы вижу следующий: анализ товарных позиций по импорту – поиск в России предприятий, которые производят аналог импортируемого товара – разработка плана по наращиванию производства по всем этапах производственной цепочки – предоставление максимально дешёвого кредита – контроль за процессом импортозамещения и достижением целевых показателей.
Нужно понять простую вещь: не стоит рассчитывать на инициативу бизнеса и ждать появления инвестора. Нужно брать быка за рога и превращать государство если не в самого инвестора, то в орган по координации инвестиционной деятельности.