Найти тему
Шалунов PRO

Как ответить на логистический кризис?

Россию накрывает масштабный логистический кризис. Если месяц назад казалось, что нашей главной проблемой будет доллар по 200 рублей (он стал реальностью только для президента Байдена), то теперь главная беда – вступивший с 16 апреля в силу пятый пакет европейских санкций.

Они предусматривают запрет на въезд в ЕС фур из России и Белоруссии. Интенсивность рейсов с 24 февраля и так серьёзно снизилась из-за опасений дальнобойщиков, скачков курсов валют и отказа европейского бизнеса работать с Россией. Но теперь логика политического противостояния будет вынуждать Россию отвечать зеркально на европейские ограничения. Однако зеркальный ответ сильно ударит по российскому бизнесу.

Он ведь по-прежнему сильно зависит от поставок из ЕС. Оттуда, например, ввозится почти вся термобумага для чеков, почти вся клейкая лента для этикеток, большая часть хмеля для пива и соков для детского питания. И это список можно продолжать почти до бесконечности.

Тогда что же делать?

Первый шаг уже сделан: легализован параллельный импорт и разрешён ввоз товаров по временной схеме декларирования. Это позволит скорректировать логистические потоки.

Второй шаг напрашивается сам по себе по аналогии со схемой «газ за рубли»: в транзитный коридор ЕС-РФ нужно добавить промежуточную остановку. Запрет на въезд в РФ фур из Прибалтики и Польши (эти страны выиграют от европейских ограничений) – шаг в никуда: мы слишком сильно зависим от поставок ряда товаров. Тогда пусть поляки и прибалты въезжают в Белоруссию, а там перегружают свои товары на фуры из РФ и РБ. Логистика немного усложнится и подорожает, но тысячи водителей продолжат работать.

Третий шаг столь же логичен, как и второй. Если в России уже есть комиссия при Совбезе по IT-суверенитету, которую возглавляет Дмитрий Медведев, то пора перезапустить работу, созданной ещё в 2015 году, комиссии по импортозамещению. В её состав нужно ввести экспертов, представителей отраслевых бизнес-ассоциаций и банкиров. Целью деятельности комиссии должно стать максимально возможное импортозамещение. Алгоритм работы вижу следующий: анализ товарных позиций по импорту – поиск в России предприятий, которые производят аналог импортируемого товара – разработка плана по наращиванию производства по всем этапах производственной цепочки – предоставление максимально дешёвого кредита – контроль за процессом импортозамещения и достижением целевых показателей.

Нужно понять простую вещь: не стоит рассчитывать на инициативу бизнеса и ждать появления инвестора. Нужно брать быка за рога и превращать государство если не в самого инвестора, то в орган по координации инвестиционной деятельности.