В детстве у меня, как и у всех мальчишек, была игрушечная железная дорога, в которую я очень любил играть. Железная дорога состояла из двух пластмассовых рельсовых кругов с глухим пересечением, шлагбаума, грузовой платформы (пакгауза) и паровоза синего цвета с грузовым вагоном. Питание паровоза было от батарейки. Для ребёнка в 5 лет по тем временам (конец 80-х годов) считалось круто!
У меня эта игрушечная железная дорога с многочисленными поломками дожила до конца 90-х, пока я не стал задаваться вопросом, почему детские железные дороги работают на батарейках, когда лучше было бы сделать питание от сети, чтобы не бегать постоянно в магазин за новыми батарейками. При интенсивной эксплуатации даже самые крупные батарейки приходили в негодность уже к вечеру следующего дня. Неудобно, правда? При этом родители железную дорогу заставляли на ночь разбирать, ну не обидно ли, если днём ты в поте лица собирал её… И так каждый раз. А ещё задавался вопросом, почему на детских железных дорогах нет ни нормальных стрелок, которые могли бы сами переключаться, ни светофоров, которые бы загорались нужными сигналами и всего-всего-всего… Я рос, а детская железная дорога постепенно становилась для меня всё менее интересной. Зато, всё больше проявлялся интерес к настоящей железной дороге, а именно, - подземной. Этому способствовало то, что в то время я жил, пожалуй, на самой интересной линии московского метро - Арбатско-Покровской. В середине 90-х у нас на линии была замена подвижного состава и вместо того, чтобы идти гулять с мамой в Измайловский лесопарк, я мог часами простоять на мостике станции Измайловская и смотреть на проходящие мимо поезда и загадывать какой поезд сейчас подойдет, старый с гладким кузовом (тип Д) или новый с гофрами (тип Е и его разновидности), которые были никакие не новые. Их, как позже выяснилось, на синюю ветку с другой ветки перегнали, предположительно, с оранжевой. На синюю ветку всегда перегоняли устаревший подвижной состав с других линий, но в 5 лет я еще об этом не знал.
А в 2010 году на синей ветке не осталось и составов с гофрами (типа Е и его разновидностей). Последние составы из вагонов типа Еж и Ем508 ушли с линии в самом начале 2010 года. Последний классический вагон типа Е ушёл с линии в 2008 году и то, только потому, что это был музейный вагон №3605, который участвовал в выставке на Партизанской в 2015 году. Его предполагалось снять с линии в 2010 году вместе с остальными Е*, но в нём был обнаружен повышенный люфт в одной из тележек. Другие вагоны типа Е ушли с линии ещё в 2005 году.
Еще одной интересной фишкой было наблюдать на станции Измайловский парк (ныне Партизанская) не два, как обычно, а три пути. Какое же было счастье, заехать на средний путь или уехать с него. За свою жизнь я на нем побывал 5 раз. Первый раз, мы всей семьей заехали туда, когда мне было года 3 на составе из вагонов типа Д, который ехал в центр со станции Щёлковская. Во второй раз я с него уезжал, когда мы с мамой возвращались из Измайловского парка домой в сторону Щёлковской. Когда мы только приехали на станцию Измайловский парк и сошли с поезда, который был на крайнем пути, неожиданно, по среднему пути пошел встречный поезд до Щелковской с пассажирами из вагонов типа Д. К тому времени (в 1995 году) вагоны типа Д исчезали с линии. Я был очень сильно удивлен и даже завидовал тем, кто был в том составе. Обратно до Щелковской мы с мамой также уехали со среднего пути, но в Ем508. Но то, что мы уезжали именно со среднего пути пусть и в составе из вагонов типа Е и его разновидностей, уже доставило немало радости. Но почему в тот день поезда до Щёлковской ходили по среднему пути обычным расписанием, вместо того чтобы ходить по крайнему, до сих пор остаётся загадкой.
Третий раз, мы заехали на средний путь осенью 2000 года, когда мы ехали из центра в сторону Щёлковской в классическом вагоне типа Е. Нас высадили и поезд остался стоять на среднем пути, а мы поехали дальше. И только в 2015 году я побывал на среднем пути в четвёртый раз, когда был парад поездов на Партизанской. В пятый раз я решил в 2020 году прокатиться на экскурсионном составе из вагонов типа А (самые первые довоенные), который как раз приехал на средний путь Партизанской прямо из депо Измайлово.
Последние два заезда нас средний путь были уже в сознательном возрасте. Тогда же я узнал, что Партизанская не единственная станция с тремя путями, есть еще Полежаевская, но там не так интересно… А синяя ветка по праву оправдывает звание самой интересной, если по ней пускают экскурсионные ретросоставы, при том, что красная ветка является самой старой в московском метро.
Вернёмся всё же, к детской железной дороге и моей мечте о том, как сделать её лучше. Пока я рос, развивался и вдохновлялся подземной железной дорогой, осенью 99 года мы с классом пошли в политехнический музей, где на 1 этаже продавали ту самую железную дорогу, о которой я так долго мечтал. Там было всё то, что нужно: и стрелки, и светофоры, и локомотивы на любой вкус и кошелёк, а также готовые диорамы и элементы ландшафта. Я стал уговаривать родителей купить мне такую железную дорогу. Сначала они отговаривали. Говорили, что это не детская железная дорога, что это взрослый моделизм и макет строить надо самому. Говорили, что не справлюсь. Но желание пересилило. И на новый 2000 год мне все-таки подарили небольшой набор рельсов и пару стрелок с локомотивом и двумя вагончиками. С тех пор началось моё трудное, но очень интересное хобби – железнодорожный моделизм и постройка макета, который я с большими перерывами строю до сих пор.
Макет готов уже на 90%, нужно только ландшафт положить, а так всё уже работает. Но как по мне, - нет более приятного занятия, чем его достраивать. Фактически это желание идёт из детства. Поэтому, я себя считаю счастливым человеком. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
#железнодорожныймоделизм
#хобби
#увлечение
#моделированиеэто
#моделизм