Найти в Дзене
В двух словах...

Микроклимат в семье и в коллективе.

 Любой коллектив, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами организации.   Изучение климата группы обозначило отдельные характеристики стиля и тона, указало на непосредственные пути совершенствования этих тонких образований. Опытным путём психологи доказали их эффективность. В коллективе протекают различные динамические процессы. На каждого из членов они влияют поразному. Человек с более высоким энергетическим потенциалом вынужден держать дистанцию, иначе неизбежен процесс ингибиции (снижение тонуса, ухудшение самочувствия, под влиянием остальных членов коллектива). Своим присутствием такой человек активно влияет на развитие личности, формирует основные качества, и, в итоге , то, что происходит в коллективе и обуславливает актуальное формирования психологического климата. Это возможно, если лидер выбрал правильную позицию. С другой стороны, психологические связи членов коллектива, возникающие на основе их близости, симпатии, совпаде

 Любой коллектив, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами организации.  

Изучение климата группы обозначило отдельные характеристики стиля и тона, указало на непосредственные пути совершенствования этих тонких образований. Опытным путём психологи доказали их эффективность.

В коллективе протекают различные динамические процессы. На каждого из членов они влияют поразному. Человек с более высоким энергетическим потенциалом вынужден держать дистанцию, иначе неизбежен процесс ингибиции (снижение тонуса, ухудшение самочувствия, под влиянием остальных членов коллектива).

Своим присутствием такой человек активно влияет на развитие личности, формирует основные качества, и, в итоге , то, что происходит в коллективе и обуславливает актуальное формирования психологического климата. Это возможно,

если лидер выбрал правильную позицию.

С другой стороны, психологические связи членов коллектива, возникающие на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей приводят некотрых членов группы к процессу фацилитации - увеличения энергетического потенциала в присутствии других людей. Таким образом, опытный руководитель, обладая интуицией, может грамотно распределить роли и тогда, каждый индивидум будет чувствовать себя в своей тарелке, получать от работы удовольствие, развивать и воплощать идеи.

В отечественной социальной психологии впервые термин «психологический климат» использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы. Им были выделены 3 климатические зоны. Первая климатическая зона – социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи общества, насколько здесь гарантированно соблюдение всех обязанностей и прав.

Вторая климатическая зона – моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.

Третья климатическая зона – психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.

Считается, что основой социально-психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой. Климат понимается как настроение, складывается консенсус межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена группы.

Устойчивый психологический климат складывается из более мелких составляющих - психологических атмосфер или временных эмоциональных состояний коллектива, вызванных проведением или подготовкой конкретных дел.

 Преобладающими эмоциями, благоприятном психологическом климате, являются:

• доброжелательность;

• защищённость;

• мобильность;

• креативность;

• оптимизм;

• инициативность;

• работоспособность, свобода "я".

 При неблагоприятном - незащищенность, леность, агрессивность, пессимизм, зависть, зажатость, пассивность.

 Благоприятный психологический климат способствует и лучшему проявлению качеств, навыков и умений, и, следовательно, создание благоприятного психологического климата в группе является важным компонентом педагогической работы.

Психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди, представляют особую ценность для современных  коллективов.

 Нездоровый психологический климат тормозит прогресс, так как связан с преобладанием отрицательных эмоций, что порождает напряженность и способствует возникновению конфликтов. ухудшению здоровья людей, снижению работоспособности.

Руководителю, как несущему ответственность, наиболее подвластны механизмы управления данным явлениям.

К условиям, определяющим эффективность руководителя можно отнести следующие личностные качества   

      -  Профессиональные качества (теоретическая и методическая вооружённость).

     -   Искусство быть равным,

     - Ориентация руководителя на эмоциональный комфорт, что является следствием подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.

       - способность руководить и помогать

       - искусство разрешать конфликты

 Наиболее эффективными способами формирования психологического климата являются следующие:

 - Формирование общих традиций.

 - Создание ситуаций коллективного сопереживания значимых событий,

 - Наличие активной социальноф позиции руководителя.

 - Привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь коллектива.

 Как уже упоминалось,

Следует выделить следующие факторы, влияющие на состояние психологического климата: факторы макросреды и микросреды, личные качества членов коллектива и стиль руководства.

Важнейшими признаками благоприятного психологического климата коллектива являются: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;  

что между состояниема развития коллектива и эффективностью его деятельности, а так же физического и психологического комфорта существует тесная связь.

Социально-психологический климат зависит так же от стиля управления. В своей деятельности по оптимизации психологического климата роль руководителя и его личный пример является ключевым фактором.         

 Руководителю не обязательно быть снисходительным к сплетням и самому в них участвовать - это ложится на его психическое и физическое состояние.

Люди с высоким потенциалом не должны разбрасываться. Никто не виноват, что окружающие, из за лени и деструктивных качеств оказались там, где они находятся.

Руководитель подает пример и всегда на высоте". А какую роль в социальных структурах играете Вы?