Найти тему
сТОПочки

Русское Искусство. Факты и Основные Направления

Самое раннее известное русское произведение искусства – это Костёнковская Венера (на фотографии), она относится к каменному веку (23 000-22 000 годы до нашей эры) и представляет собой мамонтовую кость женской фигуры.

Костёнковская Венера
Костёнковская Венера

Подобные фигурки делались повсеместно. С тех пор русское изобразительное искусство заняло своё место в качестве одной из важнейших мировых художественных традиций.

Религиозное Искусство и Русский Иконостас

Богородица Элеуса с Избранными Святыми, Начало XVI Века
Богородица Элеуса с Избранными Святыми, Начало XVI Века

В X веке Русь приняла крещение, после чего возникла потребность в религиозном искусстве и изображении библейских персонажей. Русские художники рисовали сцены из Библии на дереве, используя яичный желток для смешивания красок и яичный белок в качестве консерванта. Деревянные иконы стали частью иконостаса – стены, отделяющей церковный неф от алтаря. Иконостас, происходящий от двух греческих слов «икона» и «стоять», играет очень важную роль в православной христианской церкви, символизируя разделение между миром и Царствием Небесным.

Многие иконы были написаны анонимными монахами, проводящими остаток своей жизни в молитвах и строгом посте. Они использовали панели из берёзы, сосны и липы и вырезали центральную часть заготовки, а выступающие края образовывали рамку вокруг изображения.

Лучшие образцы икон стала создавать Новгородская школа иконописи, сумевшая избежать монгольского владычества. Она считается самой плодовитой и важной школой икон в мире. Самыми известными живописцами данной школы были Андрей Рублёв, Феофан Грек и Дионисий.

Парсуна

Иван IV Грозный, Начало XVII Века, Художник Неизвестен
Иван IV Грозный, Начало XVII Века, Художник Неизвестен

В середине XVI века русский царь Иван Грозный созвал свой Стоглав (духовный собор), дабы одобрить включение царей и некоторых исторических личностей в пантеон фигур, дозволенных иконописцам. Столетие спустя это проложило моду к так называемой Парсуне (ранний жанр портрета в Русском царстве).

В переводе с латинского языка это слово означает «лицо». Для создания нерелигиозных сюжетов и портретов стали использоваться те же приёмы, что и в иконописи, лишний раз подчёркивая социальное положение натурщиков, а не их характер.

Петровское Искусство

Андрей Матвеев – «Автопортрет с Супругой»
Андрей Матвеев – «Автопортрет с Супругой»

Русский царь Пётр Великий проявлял весьма большой интерес к изобразительному искусству, особенно к архитектуре, но при этом, не гнушаясь и картинами. Он переманил в Россию многих иностранных творцов, таких как итальянский мастер Франческо Растрелли. Также Пётр Великий выплачивал стипендию русским художникам и отправлял их учиться за границу в лучшие академии художеств. Одним из них был Иван Никитин, ставший одним из первых российских живописцев, начавших рисовать с использованием перспективы, как это уже не первый год делали на Западе. В его ранних работах до сих пор можно разглядеть следы стиля Парсуна.

Никитин считается основоположником традиции русского изобразительного искусства. Несмотря на свой успех в принятии более западного подхода к живописи, Никитин был крайне обеспокоен быстро растущей вестернизацией русского искусства и не хотел отказываться от традиции живописи в иконном стиле. Другими известными художниками данного периода являются: Андрей Матвеев, Алексей Антропов, Владимир Боровиковский и Иван Вишняков.

В 1757 году, когда страной управляла дочь Петра Великого – Елизавета – была учреждена Российская Императорская Академия Художеств, сначала известная как Академия Трёх Благороднейших Художеств. Позднее в Императорскую Академию её переименовала Екатерина Великая.

Тем не менее, западное влияние продолжалось, именно поэтому на русских художников XIX века неизгладимое впечатление произвёл художественный стиль романтизм. Среди лучших художников того времени можно особо выделить следующих: Иван Айвазовский, Орест Кипренский, Василий Тропинин, Алексей Венецианов и Карл Брюллов.

«Передвижники»

Илья Репин – «Портрет Модеста Петровича Мусоргского»
Илья Репин – «Портрет Модеста Петровича Мусоргского»

В 1863 году восстание некоторых наиболее талантливых студентов академии против консерватизма, которому их учили, привело к образованию Общества передвижных художественных выставок. Его члены начали путешествовать по стране и проповедовать социальные и политические реформы, а также проводить специальные выставки произведений искусства, созданных ими во время путешествий. Среди странствующих художников были: Иван Крамской, Илья Репин и «Царь Леса» Иван Шишкин.

В конце концов, из-за внутренних разногласий, общество распалось, и русское искусство вступило в полосу потрясений, продолжавшуюся до самой Октябрьской революции 1917 года. Создавались различные общества, появлялись новые стили и выставки, в том числе и художников-авангардистов, таких как Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. Абстрактное искусство вызвало бурю негодования, после чего возникли различные абстрактные и полуабстрактные движения. К ним относятся русский футуризм, лучизм, конструктивизм и супрематизм, последний был создан самим Казимиром Малевичем. В то же время Марк Шагал, известный как один из величайших русско-еврейских художников всех времён, исследовал и другие различные стили, такие как фовизм, сюрреализм и экспрессионизм.

Однако в этот самый момент также был силён и реализм, за время которого свои великие произведения успели создать: Валентин Серов, Михаил Врубель, Александр Головин и Зинаида Серебрякова.

Советская Эпоха

Эрнст Неизвестный в Своей Мастерской
Эрнст Неизвестный в Своей Мастерской

Большевики видели в искусстве чисто политический инструмент. После революции 1917 года художникам не разрешалось заниматься своим обычным искусством, и теперь от них требовалось трудиться над промышленным дизайном. Это привело к тому, что многие художники покинули Россию, в том числе Марк Шагал, Василий Кандинский и многие-многие другие. Тогдашний генеральный секретарь СССР Иосиф Сталин объявил социальный реализм единственной приемлемой формой искусства. Религиозное, эротическое, политическое и «формалистическое» искусство, включая абстрактное, экспрессионистское и концептуальное искусство, было полностью запрещено.

После смерти Сталина наступил короткий период так называемой «оттепели». Теперь такие живописцы, как Александр Герасимов, написавший идеализированные портреты Иосифа Виссарионовича, оказались изгоями и вызывали неловкость, а взгляды нового правительства на искусство стали более либеральными. Однако всё это быстро закончилось сразу после знаменитого «Манежного Дела», когда новый генеральный секретарь государства Никита Сергеевич Хрущёв публично вступил в не самые приятные споры о функциях искусства со скульптором Эрнстом Неизвестным. В этой дискуссии Хрущёв смешал творчество Неизвестного с грязью, после чего последовал конец «оттепели», ну а далее стали появляться и развиваться новые стили андерграундного нонконформистского искусства. Художники знали, что их не примут публично, но последствия уже не были такими серьёзными, как раньше.

С середины 1970-ых годов всё больше живописцев эмигрировало, воодушевлённые более открытыми границами, они перестали желать оставаться в ограничительной атмосфере Советского Союза. В 1977 году в Соединённые Штаты Америки переехал и Эрнст Неизвестный.

Современное Искусство в России

Илья и Эмилия Кабаковы
Илья и Эмилия Кабаковы

1990-ые годы принесли невиданную доселе российским художникам свободу. В стране впервые появился творческий перформанс, это было время экспериментов и веселья. Огромная свобода была обуздана в новом тысячелетии, хотя русское искусство всё ещё находится в его самом богатом историческом периоде. Многие живописцы нашли себе клиентов как на территории России, так и за её пределами, но существуют опасения, что усиление цензуры, так или иначе, затрудняет создание подлинного искусства.

Среди наиболее известных современных российских художников можно выделить следующих: художники-концептуалисты – Илья и Эмилия Кабаковы; сооснователь московского концептуализма – Виктор Пивоваров; художник-инсталлятор – Ирина Нахова, живописец – Алексей Чернигин и так далее.

#стопочки #интересное #интересные факты #искусство #художники #живопись #картины #россия #российское искусство #передвижники