Саманта Смит... В 80-е годы эту девочку знал весь Советский Союз, да и в наше время ее отлично помнят. Юная американка, написавшая письмо Андропову, а затем приехавшая в СССР с миссией мира, покорила сердца советских граждан своей искренностью, открытостью и непосредственностью.
Прекрасно помнят Саманту и во Всероссийском детском центре "Артек" - именно здесь девочка отдыхала в 1983 году. Вожатой Саманты была Ольга Сахатова, которая в начале 00-х дала интервью отечественной прессе, в котором рассказала об отдыхе юной американки, об условиях в "Артеке" и о своих впечатлениях от общения со знаменитой девочкой.
Дорогая форма
Для Ольги Сахатовой пионерская смена 1983 года была первой в "Артеке". К тому времени вожатая уже читала в "Пионерской правде" про американскую девочку, написавшую письмо Андропову, но никак не ожидала, что вскоре судьба столкнет ее с Самантой.
Ольгу вызвал к себе в кабинет начальник лагеря "Морской" Валентин Савельев и сказал, что она будет работать с Самантой Смит.
Выбрали Сахатову не случайно - она свободно умела говорить по-английски.
Саманту было решено поселить в Синем корпусе лагеря "Морской" - там были наилучшие условия. Рядом с кроватью американки поставили кровать ленинградской девочки Наташи Кашириной, владевшей английским языком. Впоследствии Наташа и Саманта стали подругами.
Для Саманты была подобрана самая лучшая артековская форма. Девочка ее с большим удовольствием примерила, а затем обратилась к вожатой с просьбой забрать форму в США. Ольга растерялась. Дело в том, что в "Артеке" финансовую ответственность за каждую потерянную ребятами вещь несли вожатые. Сотрудники оплачивали из своего кармана потерянные кепки, шорты, футболки... А тут целый комплект, да еще такой дорогой и качественный.
Чтобы не опозорить "Артек" перед гостьей, вожатая ответила: "Конечно, можно", а сама побежала к замдиректора.
«Ой, не знаю, Сахатова, как ты будешь за ту форму расплачиваться», - покачала головой замдиректора. Ольга уже приготовилась, что сумма будет вычтена из ее зарплаты, однако, ситуация с формой вскоре уладилась самым наилучшим образом: одежда осталась у Саманты, а Ольга не понесла никаких финансовых издержек.
Соленая вода
Саманта приехала в "Артек" не одна, а с мамой и папой. Девочку спросили: где она хочет жить, с родителями в отеле или с детьми в лагере. Саманта однозначно сказала, что с детьми. Мистер и миссис Смит были не против этого, но попросили руководство лагеря оградить их дочь от назойливых журналистов.
И вот прекрасная жизнь в "Артеке" началась. Саманта жила с Наташей Кашириной, вожатой Ольгой Сахатовой и еще несколькими девочками в отдельном домике. Американка оказалась невероятно приветливым, любознательным и добрым ребенком. Улыбка Саманты была настоящей, искренней - без тени фальши.
Саманте Смит, которую на тот момент знал весь мир, "звездная болезнь" не была свойственна ни в малейшей степени. Напротив, девочка как будто всегда немного стеснялась огромного к себе внимания.
В лагере Саманта жила также, как и остальные дети. Делала по утрам зарядку, купалась в море, загорала, играла в различные подвижные игры. Ольгу Сахатову удивила реакция Саманты на первое купание в Черном море.
«Ольга, что с водой? Она соленая! У нас в Мейне в озере вода пресная.»
Оказалось, что девочка никогда не купалась в море, лишь в озере. Но вскоре Саманта привыкла к соленой воде и плескалась, как дельфин.
"Крокодила ж не пошлют"
Журналист спросила Ольгу Сахатову, правда ли, что Саманта была такой красивой девочкой, как на фото. Ольга однозначно ответила: фотографии не врут, а может быть, даже снижают природное обаяние юной американки.
Саманта была исключительно красивым ребенком, с очень яркими красками на лице. (Коля Набока, вожатый наш, так это прокомментировал: «А что ж, крокодила ж не пошлют».) А если прибавить к этому ее постоянную готовность улыбаться (причем не чисто по-американски, для проформы, а от полноты жизни, от радости, что ты есть, и все у тебя хорошо), то от нее глаз было не отвести.
Разумеется, что мальчики со всего СССР влюблялись в Саманту, писали ей письма. Некоторым она даже отвечала.
25 августа 1985 года Саманта и ее папа Артур Смит погибли в авиакатастрофе. Для многих советских граждан это была личная, глубокая трагедия. Особенно горевали в "Артеке".
Ольга Сахатова вспоминала, что уже после смерти Саманты ее мама Джейн Смит приехала в "Артек", чтобы вместе с ребятами почтить память ее дочери. Ольга была уверена, что Джейн ее не узнает, но, как только она подошла к американке, та воскликнула: "Олга!" - и, плача, бросилась в объятия вожатой. Мама Саманты все помнила. Помнила, с каким восторгом встречали ее дочь в СССР, как заботились о ней, как радовались ее улыбкам...
Через несколько лет, уже после краха Советского Союза, Ольга Сахатова по приглашению Джейн Смит ездила в США, работала в лагере имени Саманты Смит. В трудные времена для Ольги это было большим подспорьем.
Добро не исчезает бесследно. Как аукнулось - так и откликнулось.
Еще больше статей про исторических личностей, про историю, про фотографии, про писателей, актеров, путешественников, про экранизации книг отечественных и зарубежных авторов, про иллюстрации к знаменитым книгам, про живопись, кино, литературу, философию, интересных людей и невероятные события - на моем канале! Подписывайтесь!
Мои книги
Мой Инстаграм
Мой Фейсбук
Я на Автор.Тудей
Почитать другие статьи можно ЗДЕСЬ.