ЧАСТЬ 1 ТУТ
За некоторое время до поездки Костя на форуме задал вопрос о том, сменяется ли голова у электрички Муром - Нижний в Арзамасе. Активные участники железнодорожного сообщества сразу же яро включились в обсуждение и с радостью рассказали, что да, голова меняется, и более того, на станции Арзамас-II к этой электричке сзади прицепляется электричка из Сергача...
У меня это немедленно вызвало дикое недоумение. Возник вопрос о компетентности отвечающих. У нас в московском регионе просто на смену головы отводится не менее 12-ти минут, а тут 10 минут на смену головы и прицепку ещё четырёх вагонов? Попахивало какой-то ерундой и дезинформацией.
И вот поэтому в Муроме при встрече с поммашем и случился наш с ним диалог.
- Извините, можно один вопрос? А правда, что в Арзамасе к нашей электричке цепляется ещё одна из Сергача? - спросил я.
- Кто сказал? - изумился он.
- В интернете так пишут, - я решил не сдавать авторитетных людей с форума.
- Десять лет назад? - выдал поммаш и побежал в сторону первого вагона.
- То есть нет? Сергачские просто пересаживаются из одного поезда в другой?
- Да...
Ну какая прицепка второй электрички? Ну что за бред в самом деле? Я не поверил в это сразу же, но переспросить на месте надо было, ведь я обычно верю форумчанам как себе. Жаль, что реально спецы в железнодорожных вопросах попали в такой просак, нафантазировав бог знает что и выдав это за правду.
А пока вопреки расписаниям, что гласили "прибытие из Мурома в 7:40, из Сергача в 7:42", на станции Арзамас-II всё было ровно наоборот. Когда мы с опозданием подползли к платформе, сергачская электричка уже давно приехала, более того, она всех высадила и сменила на ЭМУ направление: теперь она должна была идти на Муром.
ПАНОРАМА станции Арзамас-II
Арзамас-II как только пришвартовались.
Сергачские пассажиры, никак не прицепляемые, а просто пересаживаемые, мгновенно загрузились в нашу эльку, благо их оказалось всего десятка два на весь состав. Поезд, на котором они приехали, стоящий справа на пятом пути, пусть и закрыл двери, но уже вовсю готовился к отправке на Муром в 8:18.
А в 7:50, точно по расписанию, едва дав мне успеть всё задокументировать и выложить в виде видео на Дзен, мы выдвинулись в обратную сторону, чтобы вскоре свернуть на север, вперёд на Нижний Новгород.
Ломовка с очень живописным болотцем.
Серёжа. Интересное название. У нас даже с Костей произошёл короткий полемический диспут относительно этимологии данного наименования. Я предположил, что такое имя остановочный пункт мог бы получить во время или после войны, когда сражались и стали героями пионеры Лёня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова, которых полными именами никогда не называли, только уменьшительно-ласкательными. И пусть боевых действий в этих местах и не было, но какой-нибудь герой по имени Серёжа вполне мог родиться в данной местности. Но всё оказалось гораздо проще: рядом протекает река Серёжа. А уж в честь кого её назвали поди доищись.
Сечуга обладала симпатичным лёгким вокзалом и даже автобусным кольцом.
Суроватиха. Как едем - что ни название, то песня.
Разъезд 281-й километр.
284-й километр в очень красивой S-образной кривой.
Шониха. Вокзал заколочен.
296-й километр.
В Зимёнках даже башня для заправки паровозов нашлась. И кстати, в Новой Москве свои Зимёнки тоже есть, знакомым повеяло.
Разъезд 310-й километр.
В Чаглово стояли пятнадцать минут, хотя встречных не было. Малообъяснимо, но половина поезда высыпала курить и разминать затёкшие конечности и спины. Я тоже прогулялся вдоль состава, чтоб немного проветриться после перетопленного вагона.
Окская. На ней мы разъехались с РА-2. Я ещё подумал, зачем она тут? Линия электрифицирована, так что смысл? Но после взгляда на карту и в окно стало ясно, что до Павлово-на-Оке электрификации нет, вот и пришёл ответ сам собой. Да, это то самое Павлово, где легендарные "пазики" делают.
Сартаково.
И внезапно случилась Ока в самом широком её виде всего за несколько километров до впадения в Волгу. Я совсем расслабился, забыл, что надо подготовиться, чуть не упустил даже, и фото поганого качества, но иных и быть не могло, ибо на ходу, через фермы моста и грязное окно электрички.
На втором фото все нашли спящего Костяна? )))
А вот и легендарное Стригино - свежепостроенная деревянная платформа у аэропорта. Очень странно, что раньше её не сделали, а возили десятилетиями в аэропорт только автобусами.
Петряевка. Это уже сам город, кругом трамваи и цивилизация. И даже гордое название "Вокзал Петряевка" на вывеске.
Потом ещё двадцать минут мы пробивались через страшные, корявые, убогие, грязные промзоны к Московскому вокзалу, зрелище было максимально унылое, но такое обычно происходит в любом городе, даже в Москве, так что к Нижнему Новгороду тут нет никаких претензий вообще.
И вот спустя пять часов сидения в электричке мы прибыли в главный пункт назначения всей поездки.
Вокзал был велИк в своём путевом развитии, что абсолютно точно отвечало запросам более чем миллионного города: множество платформ, переходов, десятки электро- и дизель-поездов - всё соответствовало высокому статусу одного из крупнейших городов нашей необъятной Родины.
И вот тут надо кое-что рассказать отдельно. Нижегородская фишка, с которой я столкнулся впервые в жизни.
Дело в том, что Московский вокзал является транзитным, как половина Курского, как четыре пути Белорусского и два пути Савёловского в Москве. То есть поезда прибывают с двух концов - со стороны Москвы и со стороны Кирова. Так вот, длинные платформы поделены пополам заграждающими светофорами (на фото ниже выделены жёлтым).
То есть поезда со стороны Москвы не могут проехать дальше этих заградительных светофоров, ровно как и поезда со стороны Кирова. Электрички встречаются лицом к лицу не заползая на "чужую" территорию, то есть на каждом пути всегда стоят нос к носу ДВА электропоезда, отправляющихся в разные стороны, на фото это прекрасно видно.
Это напомнило мне старую питерскую тему, где на вокзалах раньше объявляли по громкой связи "электричка до станции Такойто отправится с третьей платформы правая сторона, до Нетакойто с третьей платформы левая сторона". И это вместо того, чтобы просто назвать номер пути, как в Москве. Но если в Питере платформа была поделена как бы вдоль, на право и лево, то в Нижнем такого сделать нельзя было. Тут не годился ни питерский вариант, ни московский, ибо у одной платформы на двух путях на правой и левой стороне могут одновременно находится четыре разных поезда.
В Нижнем эту задачу решили весьма изящно. На табло прибытия/отправления было написано "3/15м" или "3/5к", что расшифровывалось голосом девушки через громкую связь как "электропоезд до станции Вязники отправится от третьей платформы с пятнадцатого пути московская сторона" и "электропоезд до станции Моховые Горы отправится от третьей платформы с пятого пути кировская сторона". Просто и гениально. И главное, всем всё понятно. А границу между московской и кировской частями платформ как раз и задают заградительные светофоры.
Фффуууххх, вроде понятно всё объяснил? Мне понятно. Если кто чего не понял, пишите внизу в каменты, попробую растолковать ещё подробнее.
Выяснив все эти детали и искренне восхитившись такими неожиданными решениями весьма сложной логистической и информационной задачи, мы выперлись на привокзальную площадь.
И сразу упёрлись взглядами в местный ЦУМ.
Но туда мы, разумеется, не пошли. Нас интересовали более продуктовые точки, поскольку весь мой провиант, закупленный в Москве, уже был подметён. На задах ЦУМа нашёлся маленький неприметный магазинчик и вот такой вот экспонат.
Трамвай КТМ-5! О, да! Прокатиться решили отложить чуть на попозже, так как в приоритете было метро и все его станции. Насладимся ещё и им, и троллейбусом, который в Москве совсем повывел когалымский хан... Но то, что это был КТМ-5 ещё не всё. Он был 417-го маршрута. 417. Даже в Питере максимум нумерации для трамваев это 100, а уж трамвайный Питер - это сами понимаете что за величина.
Но надо было ускоряться, мы и так как-то очень расхлябанно потеряли более сорока минут из отведённых нам пяти с хвостиком часов в Нижнем.
По пути из магазина к метро "Московская" попалась и кривая 417-го трамвая, которая меня просто убила своей ... не могу подобрать слова. В общем, как ты жива ещё, старушка? А "Техноконцепту" пламенный привет. Учитесь, детишки, как делать надо. На века блин! Вон, даже крестовину не вырезали...
И, наконец, венец поездки: мы прикоснулись к таинству. Спустились в метро. Вот таким нас встретил южный вестибюль станции "Московская".
Мы с Костяном купили в кассе на память о поездке по карте "Ситикард" (это местный аналог московской "Тройки", подмосковной "Стрелки" или питерского "Подорожника") с невозвратной стоимостью в 100 рублей, на которые записали безлимитные суточные проездные на все виды городского транспорта за 120 рублей. Весьма, надо сказать, бюджетно для полного безлимита. После чего нас ждала уникальнейшая станция метро.
Кросс-платформенная. Казалось бы, ну и что такого? Это обычно. Такие станции есть повсюду. Навалом. Но вся фишка нижегородской "Московской" заключается в том, что все четыре пути и две платформы находятся под одной общей крышей.
Такого мне видеть своими глазами доселе не приходилось. С натяжкой можно сказать, что нечто подобное в нашей стране есть разве что ещё в Москве, кросс-платформы на "Нижегородской", но даже там разделено на два зала. А тут практически футбольное поле под землёй, просто с колоннами. Впечатление производит, надо сказать, наисильнейшее.
Огромное количество воздуха и ощущение некой даже игрушечности, как будто попал на модельную железную дорогу в виде малюсенького пластмассового человечка.
И ещё у меня было какое-то очень далёкое чувство, что всё это похоже на первые станции метро Лондона, Парижа, Нью-Йорка - там аналогичных полно: много путей и колонны под общей крышей.
Но пора было усмирять восторги (хотя я любоваться "Московской" мог бы часами именно как чудом инженерии и архитектуры) и грузиться в поезд до конечной станции "Парк Культуры", начав нашу поездку на метро Нижнего Новгорода с "первой", "красной", а официально по названию Автозаводской линии метро.
Встречал нас старый знакомый - "номерной" в его характерной, классической нижегородской раскраске.
А внутри оказался совсем иной набор цветов.
Нам с Костей это сразу же напомнило о малой родине, о Москве, вернее, о Подмосковье. Классическая цветовая гамма бренда "Моё Подмосковье", в которой по области катаются автобусы, троллейбусы и электрички: много белого, жёлтый и серый.
Мы почувствовали себя как дома и расслабились, предвкушая осмотр всех станций метро Нижнего Новгорода.
Продолжение следует...
ЧАСТЬ 3 ТУТ