В контексте идущей информационной войны против России, вызывает интерес теоретические основания её ведения. Так, для воздействия на население применяется ряд методов, которые работают на основе результатов различных исследований. Одним из таковых является серия экспериментов, проведённый американским психологом Соломоном Ашем в 1951 г. Их целью было выявить степень влияния группы людей на мнение индивидуума.
Предположение исследователя состояло в том, что человек сможет сохранить независимость собственного суждения при столкновении с несомненно неправильным групповым утверждением. Для верификации этого он провёл серию экспериментов. В них студенты участвовали в проверке зрения. При этом в большинстве случаев все участники, кроме одного, были «подсадными утками». Суть исследований заключалась в том, чтобы проверить реакцию одного студента на мнение большинства.
Итак, всех участников собрали вместе и разделили на группы по 8 человек. Всем членам группы показывали две карточки. На одной была изображена одна линия, на второй три, но разной длины. Пример приведён на рисунке ниже.
Всего испытуемым показали 18 пар карточек. После каждого показа С. Аш задавал один и тот же вопрос: какой отрезок на второй карточке соответствует по длине отрезку на первой карточке?
В соответствии с условиями эксперимента одна из линий на второй карточке совпадала с линией на первой. Это видно невооруженным взглядом. Поэтому, казалось, что ответы будут предсказуемыми.
«Подсадные утки» в 12 из 18 случаев давали явно неверные ответы. Единственный настоящий участник отвечал предпоследним и ничего не знал о происходящем. В результате 32% испытуемых согласились с мнением большинства и давали неверные ответы, 75% хоть раз давали неправильный ответ и лишь 25% всегда отвечали корректно. При этом при прохождении тестов в одиночку 99% участников отвечали на вопрос верно.
Для проверки данных результатов эксперимент был проведён повторно. Однако на этот раз испытуемым разрешалось давать ответь экспериментатору наедине. В этом случае практически никто не допускал ошибки.
После завершения экспериментов участники отмечали, что они чувствовали себя неуверенно и начинали сомневаться в своей правоте, когда их мнение отличалось от мнения большинства. Они не были готовы идти на конфликт, поэтому корректировали свой ответ.
С. Аш пришёл к нескольким вывода. Во-первых, люди проявляют конформность по двум причинам: потому что полагают, что большинство информировано лучше, чем они; из-за того, что не хотят быть «белой вороной». Во-вторых, вероятность конформной позиции выше, если людей с противоположной точкой зрения больше.
Таким образом, первоначальное предположение о том, что человек в целом способен сохранять независимость суждений при столкновении с неверным мнением большинства оказалось ошибочным. Люди в большинстве своём подвержены влиянию группы. Лишь некоторые способны отставить своё собственное мнение.