Найти тему

Как я делаю расчет надежности. Часть 1

Яндекс долго и призывно соблазнял завести свой канал на Дзене. И я подумал, а почему бы и нет. С одной стороны у меня есть свой личный сайт про надежность, но он обязывает вести более-менее официальный формат, а Дзен на мой взгляд это менее формальная платформа, где можно писать попроще, по-язвительней, да и просто похулиганить. Но не буду отвлекаться.

Расчетов надежности я делаю много. Ну как много. В среднем 1-2 в неделю. Это значит почти 100 штук в год. Процедура в целом достаточно типовая, хотя безусловно есть свои нюансы. Рассмотрю их немного подробнее.

1. Анализ технического задания (ТЗ)

Здесь сразу возможны варианты. Вариант №1, предполагает что у Заказчика есть внятное ТЗ, в котором есть раздел "Требования по надежности". Как правило самые четкие ТЗ у Заказчика, который поставляет оборудование для Армии и Флота. Там прямо прописывается какие показатели надежности должны быть подтверждены расчетным и/или экспериментальным методом. В 90% случаев в "Требования по надежности" будет указана наработка на отказ в часах, а скорее в тысячах часов, так же очень частно указывают требования по вероятности безотказной работы (ВБР). Для того чтобы сделать расчет надежности, оценить ВБР, необходимо знать время непрерывной работы оборудования, поскольку в основной формуле надежности время это один из двух ключевых параметров. Чем время работы больше, тем ВБР меньше.

Всё это были требования безотказности, которая у многих ассоциируется со всей надежностью. Это немного некорректно.

Напомню, что большая Надежность делится на 4 поднаправления: Безотказность, Долговечность, Ремонтопригодность и Сохраняемость.

Поднаправления надежности
Поднаправления надежности

Чаще всего задают требования именно по безотказности, процентах в 80%. Еще в 10% задают требования по долговечности, такие например как срок службы, средний срок службы до ремонта, назначенный срок службы и т.д. Требования по ремонтопригодности (среднее время восстановления) бывает процентах в 10% от всех ТЗ, ну и достаточно редкая экзотика - это требования по сохраняемости.

Пример реального ТЗ по надежности. Цифры поменял.
Пример реального ТЗ по надежности. Цифры поменял.

Также нередко можно увидеть в ТЗ требования по комплексным показателям надежности, чаще всего это будет коэффициент готовности (доступность оборудования) и коэффициент оперативной готовности. Эти показатели позволяют оценить, сколько времени наша техника будет доступна для целевого применения, а сколько времени она будет находится в простое. Комплексные показатели тесно связаны с экономикой и эффективностью техники. Как вы понимаете конечному Заказчику важно, чтобы время простоя было как можно меньше. Грузовик приносит деньги когда он на трассе, самолет приносит деньги когда он в воздухе. Военному Заказчику простои техники так же малоинтересны, ему нужно чтобы вся боевая техника была в состоянии выполнять боевую задачу, а не стоять в полуразобранном виде.

И есть намного более грустный Вариант №2, когда ТЗ в целом и ТЗ в части надежности в явном, прописанном виде у Заказчика нет.

Пример неявного ТЗ
Пример неявного ТЗ

Как быть в этом случае? Знаю людей, которые принципиально отказываются от работы, не делают расчет надежности, если ТЗ нет. Ответ простой - как ТЗ согласуете, так и приходите. По-своему их можно понять. Все эти истории про "давайте вы нам сейчас что-то посчитаете, чтобы нам было хоть что-то показать, а потом мы разберемся" обычно заканчиваются одинаково уныло. Ребята которые произносили эти слова или делают круглые глаза и смотрят с удивлением, ведь они такого никогда не говорили или переходят в другую компанию и вовсе не берут телефон. Все шишки летят в сторону Исполнителя, того, кто этот расчет делал, он осознает, что тратил свое время в пустую, поскольку потом нужно как правило переделывать всю работу с нуля.

Если отказаться не получается или не хочется, можно попытаться помочь Заказчику сформулировать внятное ТЗ. Для этого можно предложить Заказчику порыскать по предыдущим разработкам техники такого типа, по изделиям-аналогам, по конкурентам, поискать в открытых источниках на какие цифры по надежности ориентируются другие компании. По сути провести полноценную аналитическую работу. Ну и никто не отменял личные связи. Если точное значение наработки на отказ специалисты из другой компании вам конечно не скажут, поскольку это может информацией ДСП и ее разглашение чревато самыми серьезными последствиями, то хотя бы её порядок, четырехзначное число или пятизначное и какая цифра первая - на это могут намекнуть.

Думаю для первой статьи для Дзена достаточно, во второй части поговорю о том, какие еще исходные данные нужны для расчета надежности.

Ну и позволю себе завершить статью минуткой саморекламы. Если вам нужен расчет надежности, анализ видов последствий отказов, деревья отказов, ПОН или обучение по этим вопросам - обращайтесь. Я считал надежность для оборудования Курской АЭС, испытательной камеры для Европейского космического агентства и наземного сегмента космодрома "Восточный". Так что скорее всего с вашей задачей тоже справлюсь. Обращайтесь.

#надежность #расчеты