Найти тему
Международная панорама

Последствия войны в Европе достигают Гималаев

Оглавление

Количество восхождений на Джомолунгму резко сократилось из-за того, что российские и украинские альпинисты заняты другими делами

В последние несколько лет жизнь на самой высокой горе в мире и вокруг неё стала еще более суровой, чем обычно. Лавины 2014 и 2015 годов унесли жизни десятков людей, закрыв Эверест для искателей приключений. Пандемия опередила сезон скалолазания в 2020 году. Этот год приносит новые плохие новости. 9 апреля департамент туризма Непала объявил, что выдал 204 разрешения на восхождение, что составляет лишь половину прошлогоднего рекордного показателя в 408 человек. Почти 30% альпинистов, пытающихся взойти на Эверест, прибывают из Украины, России и соседних европейских стран, таких как Польша. Большинство из них изменили свои планы.

«Многие гиды-шерпы и носильщики потеряли свой доход, — говорит Дава Стивен Шерпа из Asian Trekking, один из старейших организаторов экспедиций в Непале. Альпинисты, стремящиеся к вершине, обычно тратят от 60 до 100 тысяч долларов. Они часто приводят друзей, которые околачиваются в базовом лагере, тратя еще по 1500 долларов на человека. Большинство лет около 50 000 запыхавшихся (буквально) туристов посещают базовый лагерь. В этом году даже их будет меньше.

Это вообще-то хорошо для горы. В последние годы Эверест перенес больше людей, чем может выдержать. В 2019 году рекордные 354 альпиниста стояли в очереди, чтобы достичь вершины за один день. Место стало настолько грязным, что в том году власти убрали с его склонов 11 тонн мусора.

Но нехватка альпинистов плохо сказывается на тех, кто зарабатывает на жизнь Эверестом и другими высокими горами. В Непале находятся восемь из 14 мировых вершин высотой более 8000 метров. Его 30 миллионов человек в значительной степени зависят от туризма, который обеспечивает 8% ВВП и более 1 миллиона рабочих мест и является вторым по величине источником иностранной валюты после денежных переводов. «Возможно, нам придется распечатать наши сбережения, чтобы выжить», — говорит Мингма Шерпа, самый молодой человек, покоривший все 14 пиков, который руководит местной компанией Seven Summit Treks.

После неудач последних лет горные рабочие научились выживать. Они берутся за случайные работы. Многие занимаются натуральным хозяйством, выращивая картофель, морковь и редис. Их жены содержат домики в низменном районе Кхумбу. Шерпам также легко брать деньги взаймы, поскольку они считаются беспроигрышной ставкой: в хороший год они зарабатывают около 6000 долларов, а иногда и до 12000 долларов — гималайские суммы по сравнению со средним годовым доходом непальца в 1070 долларов. Состоятельные иностранные альпинисты тоже помогают в трудные времена, говорит Дава Шерпа.

Неудивительно, что Непал сопротивляется попыткам втянуть Эверест в войну. В прошлом месяце посольство Украины в Дели, столице Индии, направило властям Непала дипломатическую ноту с просьбой запретить приезд в этом году горстке российских альпинистов. Они вежливо отказались.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте, подписывайтесь, предлагайте темы обзоров!

Начал работу мой Telegram-канал международной аналитики и контрпропаганды «Сегодня в мире».

Приглашаю также на мой официальный сайт https://www.zhabskiy.ru