Поиграем в разрушителей мифов и влезем в шкуру капитана Очевидность! Укоренившееся в сознании советского человека представление о том, что настольные игры ограничиваются шахматами, шашками и домино, оказалось давно и бесповоротно пройдено. Где-то на рубеже 90-х. Раскрыв рты, мы наблюдали за вселенной «Вархаммера», пытались вместить в консервативный ум запутанные правила D&D, зачарованно поглаживали миниатюры диковинных существ… Делали это несколько стыдливо и украдкой, в глубине души опасаясь, что попрекнут в ребячестве. К счастью, сегодня мировоззрение миллионов соотечественников изменилось, и вряд ли кто-то всерьёз станет считать настолки сугубо детским развлечением. Скорее уж это увлекательное (и подчас очень дорогое) хобби, простор для творчества и возможность «написать» своё собственное приключение прямо на поверхности кухонного стола.
Отечественная фирма «Технолог» стала одной из первых на постсоветском пространстве, кто понял, что нащупал золотую жилу. В 90-е годы прилавки магазинов с игрушками и даже витрины некоторых киосков были буквально завалены «технологовскими» коробками с яркими интригующими рисунками и названиями «Неприступный форт», «Штурм каземата», «Бастион в осаде»… Содержимое соответствовало заявленному и выгодно отличалось от привычных и уже имеющихся, вероятно, у каждого мальчишки оловянных матросов и плоских пластиковых кавалеристов. Нет, солдатики «Технолога» оказались совсем другого пошиба! Рельефные, гротескные, с яростными физиономиями и огромными пушками в руках. В комплекты входили укрепления, башенки, стены и ворота, но самое главное – стреляющие орудия! Пушки, арбалеты, катапульты... Всё было готово обрушить на армию неприятеля шквал игрушечных снарядов.
Эти наборы получили бешеную популярность, а «Технолог» продолжал создавать и выпускать всё новые и новые отряды. Очень скоро для чудо-солдатиков были придуманы особые правила игры, напечатаны боевые листы с характеристиками воинов, артефакты и карты заклинаний. И, наконец, появилась «Летопись Острова Магов» – история вымышленного мира, в котором и происходят все игровые события. Так рождался российский варгейм «Битвы Fantasy».
Полный текст Летописи любой заинтересовавшийся может без труда отыскать в интернете. На том же сайте «Технолога», который не обновлялся много лет, она всё ещё висит. Равно как и некоторые другие небесполезные материалы по варгейму. Здесь же изложу вкратце. Итак, по соседству с обычным материковым миром (уровень развития которого находится на парусно-машинной стадии, где есть огнестрел, но и холодное оружие в большом почёте) расположен Остров Магов, населённый, как понятно из названия, колдунами, волшебниками и прочими адептами тайных искусств. Ребята эти оказались весьма склочными и устроили на малой земле настоящий апокалипсис, после которого уцелели всего трое. Колдун, всецело полагающийся на достижения науки, шестерёнки и боевые машины; Некромант, питающий особую страсть к протухшей плоти и старым костям; Волшебник, созерцающий танцы сказочных фей на лоне дикой природы. Часть Острова Магов и вовсе погрязла в анархии, а местный люд (и нелюдь, что характерно) не признаёт никаких авторитетов, образовав независимую Гильдию вольных стрелков.
Вы думаете, что после апокалипсиса злобы и агрессивности у магов поубавилось? Держи карман шире, ведь до полного господства остался один шаг! За одну из четырёх (или за временную коалицию) сторон игроку и предстоит сражаться.
Подбор отрядов очень любопытен. Вероятно, только в «Битвах Fantasy» на боевом поле могут встретиться русские дружинники и кентавры, космические десантники и гвардейцы Наполеона, пещерные люди и конкистадоры… Такое разнообразие отрядов разработчики объяснили весьма изящно, не хуже, чем в ином фантастическом романе (а может, и позаимствовали, «Технолог» вообще неоднократно уличали в тяге к подглядыванию). Дескать, маги наловчились выдёргивать лучших воинов из разных временных эпох. Бойцы, естественно, в момент «изъятия» из родных миров находились на волосок от смерти, а значит, своим спасителям будут обязаны по гроб жизни. Впрочем, тёплые чувства испытывали далеко не все, ведь откуда тогда взялись Вольные стрелки?
«Технолог» разработал игровые правила трёх уровней сложности: «Традиция», «Ультра», «Империя». Но даже «Империя» лишь приблизилась к азам того же «Вархаммера». Сама боёвка достаточно проста и, к сожалению, катастрофически зависит от удачных бросков игровых кубиков. При везении даже хилый барабанщик сможет одолеть в рукопашном бою средневекового рыцаря с двуручным мечом, что, конечно, печалит. Баланс в игре достигается неимоверным трудом, не помогают ни расчёт стоимости отрядов, ни дополнительные очки к характеристикам в армлистах… А когда выкатываются стреляющие орудия и буквально за пару ходов сносят боевые порядки, то пиши пропало. И всё-таки истинные фанаты не отчаиваются, вносят поправки, что-то изобретают и обкатывают идеи, в конце концов, играют по собственным правилам.
Об орудиях нужно написать особо. Представленная техника довольно разнообразна, а в 90-е её было ещё больше! Тогда в наборы входили арбалеты «паук» и легендарные «голиафы», приводящиеся в действие натяжением разноцветных резинок (такими можно было бы перетягивать деньги, если бы деньги имелись в таком количестве). Подозреваю, что из продажи их убрали по соображениям не совести, но безопасности: снаряд, отравленный в полёт туго натянутой резинкой в прямом смысле повреждал миниатюры, а попав незадачливому игроку в глаз, мог запросто сделать из домашнего полководца Кутузова. Но и того, что осталось, должно с лихвой хватить и для игры, и для коллекционирования. Несколько видов пушек и катапульт, миномёты, спаренные орудия… Есть даже зенитно-ракетные комплексы, способные шарашить по Острову Магов крылатыми ракетами. Ну а уж с какой они будут начинкой – бактериологической, химической или ядерной – решать игроку (и броску кубиков, чёрт бы их побрал).
В общем, в двух словах об игре рассказал. Понятно, что в массе своей фанаты «Битв Fantasy» не спешат выводить свои армии на поля сражений. Да и не с кем особо играть, когда тебе под сорок (подозреваю, что именно таков среднестатистический возраст истинных любителей данного варгейма). Но и с простым коллекционированием сегодня достаточно напряжённо. Новых отрядов от «Технолога» не видел очень и очень давно, да и старые фирма прекратила выпускать, сосредоточившись на производстве более дешёвых (и, к сожалению, достаточно убогих) фигурок для малышей. Впрочем, не мне учить руководство «Технолога» коммерции, думаю, не по чьей-то глупой прихоти остановилось производство полноценных игровых наборов. Рынок решает всё. Так что тем, кто решит собрать всю базу отрядов «Битв Fantasy» (отрядов, если не ошибаюсь, больше 80), придётся изрядно попотеть. Заказать свежие отливки многих воинов можно на ряде специализированных сайтов, но вот знаменитых «Гуронов» или «Скелетонов» я там не встречал. Этих старичков придётся брать с рук (и хорошо если только втридорога). Вот и кори теперь себя, что в детстве отрывал им ноги!
Антон АГЕЕВ.
#книгочей
#технолог
#битвы fantasy
#солдатики
#настольная игра
#коллекционирование
#меч и магия
#вымышленные миры
#исторические сражения
#русская игра