О жизни современников по воспоминаниям близких и рассказам участников исторических событий страны
ПЕТРОВ АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ
( 1951 — 2010 )
родился в Республике Башкортостан
пос. Вишневка Бижбулякского р-на,
похоронен в г. Салават РБ
Маленький мальчишка из соседней деревни поступил в пятый класс нашей школы. После спокойной жизни в тихой, домашней, уютной обстановке начал жить в интернате, где существовали свои порядки и требования. Старшие глумились над младшими и учили их новой жизни. Условия были нелегкие и питание было не вдоволь. Надо было готовить себе пищу, учить уроки в полутемной комнате и дежурить в интернате. Одноклассники были очень разные: второгодники, способные и не очень. Это был русский класс и преподавание было полностью на русском языке. Легко не было.
Все приходит со временем — привыкаешь к новым порядкам, появляются новые друзья и увлечения. В каждую субботу шли домой гурьбой через перелески и холмы. Достаточно было времени для наблюдение за природой, первых мыслях о создании мира, отношении людей. Весной и осенью при относительно теплой погоде возвращались домой пешком 7-8 километров ежедневно. Несмотря на усталость, после школы помогал родителям по хозяйству. Деревенский уклад жизни вынуждает заботиться в начале о животных, срочных работах по двору. И какое детство без игр и различных развлечениях ! Деревенские дети рано взрослеют. Жизнь суровая учит быстро.
После окончания школы начал жить в Уфе. И родственники были, но жить было негде. После работы вышел на улицу — Уфа большая, а идти не к кому. Была, конечно, тоска на душе. Но молодость не знает отчаяния, а может уж характер такой...
Отслужил в армии, одноклассница дождалась. Семья, учеба на вечернем отделении в строительном техникуме. И всегда ответственная, напряженная работа в одном из лучших предприятий города Постоянная помощь родителям жены, своим родителям: посадка картофеля, выматывающий силы сенокос. Окучивание летом, а осенью копка картофеля.
Покупка квартиры через строительный кооператив: это и радость и в тоже время постоянный гнет своевременной оплаты.
На вид обычная жизнь советского человека. Мы — дети фронтовиков, победителей мирового зла и тружеников военного тыла жили в трудностях своего времени.
В год страшной Чернобыльской трагедии ему было всего-то 35 лет. Еще не были выведены войска из Афганистана.
Его сосед из Вишневки — парень в 19 лет - Яковлев Владимир Георгиевич уже был привезен в цинковом гробу. Воевали еще двое ребят из его маленького поселка в страшной, непонятной войне с душманами. Это были сыны не воевавших отцов.
После перенесенных трагических событий у них осталась глубокая депрессия. Говорить открыто не полагалось. В мирной жизни они прожили недолго. Остались их дети, рано осиротевшие и со сломленными трагическими судьбами....
Страна вступала в перестройку...
Чуткий к людскому горю и неравнодушный к беде Анатолий не мог спокойно жить. При первой же возможности он добровольно поехал на дезактивационные работы последствий взрыва Чернобыльской АЭС.
Было отчего вздрогнуть и изумиться по приезде на станцию. Горы брошенной техники, солдатских сапог, различного оборудования и много разного.
Много работали внутри самой станции. Стелили белоснежную марлевку по всем помещениям и концу смены выкидывали на свалку. Уборщицам платили как у нас главным специалистам . Народу было много повсюду. Работали и по установке защитных решеток , на первых этажах покинутых домов, от мародеров. Обстановка была в квартирах, по сравнению с Башкирией, добротная и богатая. Атомщики жили отлично.
Сначала боялись радиации, потом перестали обращать внимание, некоторые пили беспробудно. Ежедневно замеряли дозу облучения, у пьющих доза была намного меньше.
Отправили домой всех с результатом 4.99 единиц облучения. После 5.0 единиц должны были быть признаны как инвалиды и получать пенсию. Увы! Точную дозу никто не знал, методики применялись от потолка.
После Чернобыля начались проблемы со здоровьем. Болела голова, казалась, что она находится не на своем месте, а где-то рядом. Утром невозможно было нормально самому проснуться. Жена умоляла вставать, опоздания нельзя было допускать: УМПО серьезная организация и дисциплина там железная. Температура тела нормальная, давления нет, но голова болела постоянно. Врачи говорили «симулянт», от работы не освобождали ни разу. Просто в то время не было врачей по радиации.
Зная всю опасность радиации, сознательно поехал на безвременную смерть. С детства была в нем самоотверженность и стойкость. В глазах горел огонь любви к людям, улыбка всегда была доброй, теплой. Радость искренняя всегда при встрече с друзьями, желание сделать что-то хорошее. Не знал куда посадить и угостить получше всякого приходящего в дом.
Добрые и очень сердечные были его родители. От матери — медработника в маленьком поселке, где она была первой спасательницей - передалось и с малых лет впитывалось большое чувство настоящего сострадания ко всем людям. С отцом работал с малых лет помощником на зерноуборочном комбайне. Отсюда и привычка трудиться на совесть.
И, конечно, любовь к прекрасному уголку природы, где прожил годы детства и молодости. Красота чудная в любое время года! Тишина и покой, лишь бесконечное журчание небольшой речушки. А воздух от разнообразных цветов и трав просто дурманит и пьянит всевозможными запахами. Много солнечных дней дарит радость и зимой, и летом. Пение птиц будит на ранней заре.
Любил свою семью, в воспитании не применял мер наказаний. Родителей, младших сестренок обожал. Хотел всех обогреть, защитить. Был гостеприимным и радушным, много общался с родней и друзьями.
Трогательно относился к родителям жены; постоянно вникал в их хозяйственные заботы и помогал лично, не считаясь с усталостью и полным отсутствием времени на отдых. Спал, по дороге когда ехал к ним, в электричке и на вокзале.
Людей не судил, не разделял по категориям. Думаю, что и врагов у него не было.
Часто при встрече с друзьями затрагивал темы о месте человека, смысле жизни и о божественном замысле назначения существования жизни на земле. Очень занимали его философские мысли, пытался нам объяснить значение их. Я его слушала внимательно, т.к. понимала и знала его лучше других. Мы с пятого класса сидели с ним за одной партой и поэтому как-то остались на всю жизнь душевно близкими и хорошо понимающими друг друга. Между нами была хорошая дружба одноклассников.
Пусть светлая память о спасателях наших сохранится не только в душах друзей, родственников их, но и в следующих поколениях. Вечная память им за подвиг во имя человечества.
12 ноября 2014 г. По воспоминаниям одноклассницы