Сегодня компания “Газпром нефтехим Салават” производит более 150 наименований продукции, которая востребована по всей России и за рубежом. “СН” начинает серию материалов о технологии производства и о том, где эти товары находят своё применение. Рассказ начинаем с традиционного и всем знакомого продукта нефтеперерабатывающей промышленности - топлива. На данный момент компания производит автомобильные бензины АИ-92 и АИ-95, дизельное топливо класса ЕВРО-5. Помимо этого в линейке продуктов НПЗ есть различные дистилляты газового конденсата, газойль тяжелый, топливо нефтяное, топочный мазутмарки М-100.
Путь от сырья до заправки
Для производства топлива и других продуктов в компании используется 2 вида сырья: нефть и газовый конденсат. Смесь этих сырьевых потоков проходит первичную ректификацию на установках ЭЛОУ АВТ - 6 и ЭЛОУ АВТ -4. Здесь происходит разделение сырья на фракции, бензиновые, керосиновые, керосиногазойлевые и вакуумные. После этого потоки направляются на установки, где проходят процессы гидроочистки, каталитического крекинга, изомеризации, риформинга и другие. Полученные облагороженные компоненты направляются товарно-сырьевой цех состоящий из пяти площадок: пл. А., Б, В, Г, Д.
Бензиновые компоненты направляются на компаундирование с целью получения автомобильных бензинов АИ-92 и АИ-95 в определенных пропорциях согласно технологии приготовления бензинов, а избыточные фракции направляются для получения дистиллятов газового конденсата, которые служат в качестве сырья для нефтехимии. Дизельные компоненты направляются в производство дизельного топлива пятого класса ЕВРО-5. Для обеспечения противоизносных свойств в дизельные топлива добавляются смазывающие присадки.
Качество подтверждено
Важнейшие этапы производства - проверки качества, причем как исходного сырья, так и готового продукта. Контролем качества в компании занимается Лабораторно-аналитическое управление. Аналитический контроль осуществляется на всех стадиях переработки сырья: от подачи сырья на НПЗ, получаемых фракций, компонентов и до получения готовой продукции. Последний этап проверки качества готового продукта это проверка на соответствии нормативной документации (ГОСТ), при получении заданного качества, отделом ОТК ЛАУ выдаетсяпаспорт качества. После получения паспорта качества продукция направляется на отгрузку потребителям. Отличные свойствабензинов и дизельного топлива не раз подтверждалось дипломами и сертификатами, например знаком «Лучшие товары Башкортостана – 2020» и дипломом «Сто лучших товаров России».
Будущее уже здесь
Переработка нефтяного сырья и газового конденсата – сложнейший процесс, в результате которого образуется большое количество фракций. Новое высокотехнологическое оборудование позволяет увеличить глубину переработки сырья, а значит увеличить выработку светлых нефтепродуктов, например, бензинов, дизельных топлив. В декабре 2021 года на промплощадке НПЗ «Газпром нефтехим Салават» был запущен ультрасовременный комплекс каталитического крекинга, за которым - будущее производства.
- Для нас пуск новогопроизводства каталитического крекинга означает,освоение новых технологий, специализированного оборудования которое ранее на НПЗ не применялось, - комментирует Анатолий Недоспасов, главный технолог нефтеперерабатывающего завода. Комплекс каталитического крекинга это самый современный технологический процесс, который есть на текущий момент. Технология, которая применена на установке каталитического крекинга, единственная в России. Причём это огромный комплекс, который включает в себя: сердце комплекса – установка каталитического крекинга, установкаа селективной гидроочистки бензина, факельное хозяйство и парк, где хранятся жидкие углеводороды получаемые на установке. Пуск комплекса способствовал снижению содержания серы в бензиновых потоках, снижению ароматических углеводородов, увеличению выработки высокооктановых бензинов.
Какие виды топлива производит “Газпром нефтехим Салават”
Неэтилированные бензины АИ-92 и АИ-95 экологического класса Евро-5.
Приготовление автомобильных бензинов производятся путем смешивания нескольких бензиновых фракций, получаемых в результате каталитического крекинга, изомеризации и риформинга. В “Газпром нефтехим Салават” 92-й бензин производится без каких-либо дополнительных присадок, он представляет собой в основном смесь трех компонентов бензиновых фракций, которые смешиваются между собой в соотношении согласно технологии приготовления. Согласно технологии производства 95-го бензина в его составе используются те же компоненты бензиновых фракций и дополнительно применяется метилтретбутиловый эфир. Компания обеспечивает бензинами южные районы республики Башкортостан, Оренбургскую. Челябинскую и другие области. Железнодорожным транспортом салаватский бензин доставляется в регионы России.
Дизтопливо ЕВРО-5
Всё изготовленное в Обществе дизельное топливо соответствует экологическому классу ЕВРО-5. В соответствие с ГОСТом, компания производит 3 вида дизтоплива: летнее, зимнее и арктическое. Последнее может использоваться при температуре до - 44-х градусов по Цельсию. Дизельное топливо поставляется в Татарстан, Западную Сибирь, Оренбургскую, Свердловскую, Челябинскую области, страны ближнего (Казахстан, Киргизия) и дальнего (Финляндия) зарубежья.
Топочный мазут М-100
Топочный мазут применяется как топливо для транспортных средств, стационарных котельных и технологических установок. Он получается из полугудронов, остающихся после первичной переработки нефти. При смешивании в определенных пропорциях полугудрона и газойля образуется так называемый “топочный” мазут марки М-100. Это востребованный продукт, который отгружается как по России, так и за рубеж. Немаловажно, что он является резервным топливом для ТЭЦ.
Дистиллят средний газового конденсата сернистый
Производится из продуктов переработки нефти и газового конденсата. Он предназначен для судовых дизелей, силовых энергетических установок. Сейчас этого продукта производится уже не так много, как раньше. Его компоненты чаще используются как ценное сырье для производства более востребованного дизельного топлива.
Нефтяное топливо АВТ
Такое топливо используется для печей и котельных. Оно производится из вакуумных фракций, образующихся после первичной переработки нефти. Его производство постепенно уходит в прошлое, т.к. оно может быть переработано в более легкие бензиновые или дизельные фракции.
Цифра: В 2021 году было произведено 1 335 501 тонн автобензинов и 2 237 785 тонн дизельного топлива.