Найти в Дзене
Историк Андрей

Откуда появляются негодяи и "отморозки" в контактных зонах разных цивилизаций?

Оглавление

Все наверное помнят угрюмого, злобного и жестокого главного героя повести "Страшная месть", пожалуй самой темной и мрачной повести из знаменитого сборника повестей и рассказов Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близь Диканьки".

Любопытно, что действие этого произведения происходит не на Полтавщине, откуда родом сам автор, а под Киевом, на Западной Украине, в Карпатах и даже в Семиградье, то есть в Трансильвании (это сейчас часть Румынии, которая тогда находилась под властью венгров).

Главный герой повести, имя которого автором даже не называется - он фигурирует там как "отец Катерины" - это буквальное воплощение зла: колдун, чернокнижник, коварный предатель, садист, убийца, сластлюбец и кровосмеситель.

В комментариях к собранию сочинений Н.В. Гоголя вы можете прочесть, что некоторые мотивы повести "Страшная месть" заимствованы писателем из современных на начало XIX века и модных в Германии, так называемых, "готических" рассказов и повестей.

Однако, мне представляется, что тип гоголевского героя и его "локация" вовсе на случайны и в свете последних событий на Украине выражают определенную историческую закономерность, примеры которой мы видим на протяжении всей украинской истории.

Хронологически события в повести "Страшная месть" начинаются с эпизода, когда два брата-казака, Иван и Петро, едут за Карпаты "служить королю Степану".

Семиградский (Трансильванский) князь, а позже польский король Стефан Баторий (Иштван Батори)(1533 - 1586 гг.)
Семиградский (Трансильванский) князь, а позже польский король Стефан Баторий (Иштван Батори)(1533 - 1586 гг.)

Под королем Степаном легко угадывается семиградский князь, а позднее польский король Стефан Баторий.

Стефан Баторий был по национальности венгром и его настоящее имя было Иштван Батори. Кстати, его родственница Эльжбета Батори позже "прославилась" в Словакии садистским обращением с крепостными девушками.

Любопытно, что, зная в подробностях историю Западной Европы, мы, оказывается, совершенно не знаем истории Восточной Европы, истории соседних с нами стран: Польши, Венгрии, Румынии. А ведь эта история для нас важнее, чем Крестовые походы или Столетняя война (!).

И из-за своего невежества мы уже сейчас, к сожалению, не может читать эту не совсем обычную повесть "между строк".

Однако, вернемся к нашим героям, Ивану и Петро.

Семиградский князь Иштван Батори во второй половине XVI века постоянно воевал с турками и военные услуги украинских казаков были тут для него вовсе не бесполезными. А, по всей видимости, Иван и Петро воевали "с басурманами" храбро и умело.

Князь Иштван Батори щедро наградил казаков за их службу в его войске. Но во время возвращения домой через Карпаты, Петро, польстившись на деньги и имущество брата, предательски сталкивает Ивана и его маленького сына в пропасть.

Призрак предательски убитого братом казака Ивана с сыном за спиной в Карпатах. Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя "Страшная месть"
Призрак предательски убитого братом казака Ивана с сыном за спиной в Карпатах. Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя "Страшная месть"

В конце повести мы узнаем, что колдун и чернокнижник, таинственный "отец Катерины" - это прямой потомок злодея и предателя Петро.

"Да, бог с ним, с литературным героем," - скажите вы: "Причем тут современная Украина?"

А вот причем. Современная Украина находится на стыке трех противоположных цивилизаций, или в трактовке Л.Н. Гумилева - на стыке и в контактной зоне трех совершенно разнонаправленных суперэтносов.

О том, где проходит граница стыка цивилизационных "тектонических плит" католичества, мусульманства и православия вы можете прочитать в мой статье на Яндекс Дзен. Историк Андрей. "Запад и Россия . Граница политического и идеологического разлома".

С запада здесь Западно-Европейская католическо-униатская и протестантская цивилизация, с юга - Передне-Азиатская, радикально мусульманская цивилизация, а с востока - Евразийская, православная и умеренно мусульманская цивилизация.

Для негодяев и "отморозков" ситуация - "лучше не придумаешь"! Наделал гадостей и мерзостей среди православных - не беда. У католиков и униатов тебя примут, как героя. Там кого-то убил, изнасиловал или ограбил - найдешь защиту и покровительство среди мусульман и т.д. и т.п.

Кстати, те, кто внимательно читал повесть Гоголя, помнят, что до появления на хуторе мужа Катерины, Данилы Бурульбаша, к югу от Киева "отец Катерины" много лет провел на "Туречине", кривился от украинских блюд и отказывался за столом есть свинину.

Герои повести Н.В. Гоголя "Страшная месть": казак Данило Бурульбаш, его жена Катерина и отец Катерины, злой колдун
Герои повести Н.В. Гоголя "Страшная месть": казак Данило Бурульбаш, его жена Катерина и отец Катерины, злой колдун

Поссорившись и хозяином и намериваясь растлить свою дочь, красавицу Катерину, он перебегает к полякам и предательски приводит на хутор Бурульбаша, под Киев, польский отряд, после чего собственноручно убивает своего зятя.

Появление такого героя у Гоголя вряд ли случайно. Если мы внимательно проследим историю Украины подобные фигуры там встречаются буквально "через одного". Адам Вишневецкий, Иван Сагайдачный, Адам Кисель, Иван Выговский, Юрий Хмельницкий, Иван Мазепа и т. д.

Вспоминается такой анекдот: "Один украинец - это украинец; два украинца - это партизанский отряд; три украинца - это партизанский отряд с предателем".

Возьмем хотя бы Богдана Хмельницкого, кстати, по происхождению - поляка, перешедшего в православие. Предки Хмельницкого - польские шляхтичи из Люблинского воеводства, переселившиеся на Украину.

Основываясь на личных обидах и опираясь на угнетаемые польскими помещиками-католиками массы православного украинского народа и запорожских казаков, он решает поднять восстание против Речи Посполитой.

Но, при этом, приглашает себе в качестве главных союзников вовсе не православных "москалей", а мусульман, давних врагов, захватчиков и разорителей Украины - крымских татар Тугай-бея.

До описываемых событий он несколько лет провел в качестве татарского пленника в Крыму, изучил татарские обычаи, нравы и язык.

Украинский гетман Богдан (Зиновий) Хмельницкий (1595 -1657 гг.), поднявщий восстание против Речи Посполитой и пытавшийся создать первое независимое украинское государство
Украинский гетман Богдан (Зиновий) Хмельницкий (1595 -1657 гг.), поднявщий восстание против Речи Посполитой и пытавшийся создать первое независимое украинское государство

После своих блистательных побед над поляками под Желтыми Водами, Корсунем и Пилявцами Хмельницкий не только отдает почти всю военную добычу татарам, но и позволяет им собирать на Украине "ясырь" (украинцев для продажи в рабство) (!).

Только после поражения под Берестечко, когда татары, сговорившись с поляками, покинули поле боя, и только после неудачной попытки заключить союз с Молдавским господарем, Хмельницкий, наконец, обратился за помощью к московскому царю.

Да и сами запорожские казаки, считавшие себя на Украине особой, военной кастой, и на силы которых в основном и опирался Хмельницкий, никогда не гнушались грабить и своих православных собратьев - простых украинских крестьян и городских обывателей.

Если разобраться, то среди предводителей запорожцев, этого уникального военно-разбойничьего братства, помимо природных украинцев мы найдем и католиков-поляков (Конецпольский), и "москалей" (Кононович) и даже одного крещеного турка (Павлюк).

Кстати, предки казака Данилы Бурульбаша, судя по его фамилии, были крещеными татарами.

На самом деле, для того, чтобы стать запорожцем, переходить в православие было вовсе не обязательно. Тут Гоголь, писавший в "Тарасе Бульбе" о поголовной преданности украинских казаков православию, не совсем прав.

Православная вера на Украине, которая начала по настоящему плотно заселяться только в XVI веке, никогда не была прочной. У нее просто не было времени здесь укорениться.

Продолжение следует...

Уважаемые читатели! Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал!

Вы узнаете еще много интересного...