Весь мир уже увидел фотографии, на которых запечатлен уничтоженный при артобстреле крупнейший в мире самолет АН-225 «Мрия» («Мечта»). Построенный в конце 1980 годов для перевозки советского космического шаттла, он получил вторую жизнь после окончания Холодной войны как крупнейший транспортный самолет. Но в феврале 2022 года его вторая жизнь подошла к концу.
«Мечта никогда не умрет», заявили в Твиттере представители компании Антонов, сделав тем самым отсылку на название самолета, которое по-украински звучит как «Мрiя», то есть мечта.
На данный момент всех волнует главный вопрос: взлетит ли «Мечта» снова?
Для начала следует разобраться с серьезностью повреждений, полученных самолетом. Репортер CNN Васко Котовио побывал в Гостомеле, где смог оценить масштаб случившегося.
«Носовая часть полностью уничтожена, вероятно, прямым попаданием снаряда. Кроме того, есть обширные повреждения крыльев и двигателей. Хвостовая часть избежала серьезных разрушений и имеет несколько отверстий, скорее всего, осколочных. Если бы не было прямого попадания в носовую часть, AN-225 мог бы быть отремонтирован», - говорит он.
Андрей Совенко, инженер и пилот из Киева, который работал в компании «Антонов» с 1987 года и летал на Ан-225 в качестве технического персонала, составил подробный список ущерба, просмотрев большое количество видео и фотографий обломков (персонал концерна «Антонов» еще не допускается обратно в Гостомель из-за проблем безопасности). Он подтверждает, что центральная часть фюзеляжа и носа самолета, в том числе кабины и отсеки для отдыха экипажа – разрушены. Также были уничтожены электронные системы и оборудование самолета.
«Восстановление их будет самым сложным», - заявил Совенко. «Это связано с тем, что большинство различных электрических систем, насосов и фильтров, используемых на AN-225, все из 1980-х годов. «Они просто больше не производятся, поэтому вряд ли они могут быть восстановлены так, как должны быть», - добавил Андрей.
Однако, это не все новости: части крыльев, включая аэродинамические поверхности, такие как клапаны и элероны, понесли незначительный ущерб, и они могут быть реконструированы. Большинство из шести двигателей также кажутся неповрежденными, и вся хвостовая часть самолета затронута только повреждением осколков, оставляя его в приемлемом состоянии.
Тем не менее Совенко, который написал книгу об истории Antonov Airlines, детализируя свой опыт полета на «Мечте», соглашается, что самолет в Гостомеле не может быть отремонтирован: «Невозможно говорить о ремонте или реставрации этого самолета - мы можем только говорить о строительстве другой «Мрии», используя отдельные компоненты, которые могли уцелеть, сочетая их с теми, которые были сохранены в 1980-х годах для строительства второго самолета».