Смотрели великий советский фильм «Петр Первый»? Эта фраза оттуда. Сейчас она лучше всего отражает настроения существенной части московской публики, которая вдруг ужаснулась прилётам по нашей территории. Заметьте, - не отбитой либшизы, а того благодушного сословия, которому аккаунт в инстаграме ещё недавно заменял российский паспорт.
Так был ли у нас выбор? Могли ли мы сидеть смирно?
Окончательно нынешний курс на расширение североатлантического альянса был принят в 1994-м году, когда никакого Путина в федеральной власти ещё и близко было. Нищая полуголодная Россия не то что делом, даже словом боялась заявить о своих интересах. Вместо которых у нас было только козыревское блеяние. Да и какие могли быть национальные интересы, если вся пассионарная часть нации, пересев в бронированные гелики, со стрельбой растаскивала экономику по кускам?
Наши дорогие партнеры всё это видели. Видели и грезили - ещё чуть-чуть, и по багажникам геликов вместе с заводами расползутся целые регионы. Каждый из которых можно будет потом поиметь по отдельности. Именно тогда советник Клинтона («друга Билла», если кто забыл) Строуб Тэлбот произнёс свою знаменитую фразу: «Либо Россия будет действовать, как нам нужно, либо она рухнет, как СССР». Это был даже не ультиматум. Это был приговор.
Сейчас многие говорят об отсутствия выбора в украинском вопросе. Но, по сути, выбора нас лишили ещё тогда.
С тех пор вся экономика, весь ВПК, все крупнейшие СМИ США и Европы, на протяжении почти трёх десятилетий отрабатывают приговор Тэлбота. Не постесняюсь его сформулировать. «Россия в её настоящих территориальных границах, с её военным потенциалом, с её представлениями о своей роли в мире - существовать не должна».
Мы никуда не лезли. Да мы и не могли. Лезли к нам. Настойчиво, упорно, с грацией питона. Я ни разу не марксист, но кое в чём эти немецкие деды, похоже, оказались правы. Вся современная западная экономика, сам способ хозяйствования предполагает неизбежное вооруженное противостояние. Каждая чашка кофе, каждый айфон, каждый забронированный отель содержат в себе крупинки будущего кризиса и войны. И тот, кто больше всех потребляет - больше всех и воюет. Это не какая-то книжная истина - это практический опыт последних десятилетий.
Но «сословие благодушных» на полном серьёзе предлагает нам замереть и притвориться падалью - не ну а че? вдруг мимо пройдут? Да не пройдут. С 1994-го года НАТО расширялось ПЯТЬ раз, постепенно придвигая войска к нашей границе. К территориям, где расположена большая часть нашего населения и экономического потенциала.
От этой удавки нет спасения - остановить время не получится, а с планеты пока переехать некуда. Можно было попробовать и дальше изображать падаль, но я хорошо помню: я ещё совсем мелкий и спрашиваю у родителей, как они могли допустить развал СССР. В ответ - растерянные лица.
Сейчас без лишней сентиментальности скажу: я не хочу, чтобы меня так же допрашивали мои будущие дети - как мы, взрослые вменяемые дяди и тёти, могли так, походя, без боя, в очередной раз просрать свою страну. Сейчас нам удалось засунуть палец под эту удавку, начать операцию, которая даже если и не предотвратит большую войну - то хотя бы отсрочит её на многие годы.
Мы прекрасно знаем соотношение сил. Их совокупный военный бюджет в 15 раз больше нашего. Но отмахнись мы от этого вопроса сейчас - приговор Тэлбота был бы приведен в исполнение. Лёг бы кровавой печатью на каждый дом и каждую семью в России. Как это бывает, мы пока ещё помним.
Подписывайтесь на канал.