Найти в Дзене
Загадки истории

ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ#4.3Тайны черного континента#3.У начала Белого Нила

Оглавление

Тайны черного континента

У начала Белого Нила

Совсем недавно, благодаря изыскани­ям бразильских ученых, древний Нил, до этого считавшийся самой длинной рекой мира (6852 км), уступил пальму первен­ства Амазонке (6992 км). Южноамери­канская река оказалась не только самой полноводной, но и самой длинной. А ведь поиск истоков Нила в свое время стал настоящей научной одиссеей.

Нил как на протяжении тысячелетий, так и поныне остается главной ре­кой Африки и кормильцем Египта, Су­дана и Эфиопии. Ежегодно разлива­ясь, Нил оставляет в долинах миллионы тонн плодородного ила — основу вы­соких урожаев на его берегах. По про­тяженности Нил в полтора раза пре­вышает другую африканскую водную артерию - реку Заир (она же Конго), но проигрывает ей по полноводности.
На протяжении веков оставались спорными и представления об истоках Нила. В древности этим интересовался еще «отец истории» Геродот. Лишь много позже стало известно, что могучий Нил рождается от слияния двух больших рек. Из-за заметного различия цвета воды в них реки назвали соответственно Голубым Нилом и Белым Нилом. И если по поводу истоков Голубого Нила, расположенных в Эфио­пии и детально описанных Джеймсом Брюсом в 1790 году, вопросов не было, то с истоками Белого Нила, берущего начало где-то южнее, Даже в середине ХIХ века царила полная неразбериха.

История знакомства Сэмюэля и Флоры Бейкер удивительна
История знакомства Сэмюэля и Флоры Бейкер удивительна

Раздор между друзьями

Первые поиски истоков Белого Нила были проведены англича­нами Джоном Спиком и Ричардом Бёртоном в середине XIX века. В 1858 году, исследуя Восточную Африку, они наткнулись на самое длинное в мире (около 700 километров) и одно из самых глубоковод­ных (наряду с Байкалом) озеро Танганьика. Бёртон был склонен счи­тать Танганьику истоком Нила. Но Спик не согласился, считая озеро началом другой реки. Вскоре Спик, продолжая путешествие в оди­ночку, нашел еще одно громадное озеро и назвал его в честь англий­ской королевы Виктории.
От местного населения он узнал, что из северной части озера вы­текает, по которой «однажды пришли большие корабли». Эту судо­ходную реку Спик и определил как Белый Нил. Ученый сделал сооб­щение о своей находке в Королевском географическом обществе и высказал мнение, что ранее найденное им и Бёртоном озеро Танганьика — исток другой великой африканской реки, Заира, а не Нила. Возникшая дискуссия была столь острой, что из былых друзей Бёр­тон и Спик превратились в непримиримых противников.
Для подтверждения своей правоты Спик, опять один, отправился в новую африканскую экспедицию. По возвращении он представил дополнительные доказательства своей версии. Но упрямый Бёртон, имевший солидный авторитет в Географическом обществе, снова от­верг все доводы коллеги. Возникла необходимость третьей экспеди­ции, в состав которой включили шотландца Джеймса Гранта. В июле 1862 года исследователи снова нашли истоки Нила, о чем доложили в Лондон в весьма остроумной форме, передав краткую депешу: «С Нилом все в порядке!». Версия Спика была подтверждена.
Но даже после этого Бёртон, к тому же поддержанный знаменитым Давидом Ливингстоном, продолжал упорствовать. Теперь с ним дис­кутировал уже Грант. Спик, прошедший тысячи километров в джун­глях Африки и не раз смотревший в лицо смерти, нелепо погиб в 1864 году от случайного выстрела на охоте. И все же его правота в споре об истоках Нила в конце концов была доказана. Это произошло благода­ря исследованиям, проведенным Сэмюэлем и Флоренс Бейкер.

Реки и озера Африки таили немало опасностей для путешественников
Реки и озера Африки таили немало опасностей для путешественников

Наперекор судьбе

Сэмюэль Бейкер не раз просился в экспедицию в Африку. Ин­женер по образованию, в прошлом офицер, одаренный писатель и художник, полиглот, он, казалось бы, являлся прекрасным кандида­том в руководители экспедиции. Однако Географическое общество упорно отклоняло его кандидатуру.
В 1859 году Бейкер оказался в городке Видин на Дунае. Судьба занесла его на турецкий невольничий рынок. Рабы — молодые жен­щины и дети — испуганно теснились друг к другу в ожидании торгов. Рабовладелец выволок из толпы девушку с золотистыми волосами и выкрикнул цену. Бейкер первым назвал самую высокую ставку, и сделка состоялась. Так Сэмюэль познакомился с 18-летней Флорой Шаш, вскоре ставшей ему и женой, и верным помощником. Флора была мадьяркой, плененной турками во время неудачного восстания венгров против турецкого владычества.
В 1861 году Бейкер получил от королевских географов очередной отказ. Будучи достаточно состоятельным, он решил снарядить экс­педицию к истокам Нила на собственные средства. Флора стала пер­вым ее участником.
С двумя слугами и 16 верблюдами, нагруженными экспедицион­ным скарбом, в 1862 году они пересекли Нубийскую пустыню и оста­новились на берегах небольшой речки Атбара в Судане. Простую, крытую тростником хижину Флора превратила в уютное жилье. Они серьезно готовились к походу целый год, изучали местные языки. После чего отправились в столичный Хартум с фирманом (охран­ной грамотой) вице-короля Египта, обязывавшим местное началь­ство оказывать им всяческую помощь.
Но не тут-то было: чиновники, погрязшие в коррупции и нажи­вавшиеся на работорговле, никакой помощи не оказали. Этот на­стойчивый англичанин, от которого им ничего не могло перепасть, был не только не интересен, но и опасен. Их пугали его расспросы о районах предполагаемого маршрута. Ведь он собирался пройти как раз по тем местам, откуда поступало большинство рабов. Однако не­ преклонный Бейкер собрал экспедицию, запасся провиантом на че­тыре месяца и нанял охрану. Груза было очень много. Королевское географическое общество, прослышав о его намерении искать исто­ки Нила, попросило захватить дополнительное продовольствие для экспедиции Спика и Гранта, не подававшей вестей в течение долго­го времени.
Поход был неимоверно тяжел: через непроходимые дебри, в се­зон дождей, мимо воинственных племен, ненавидевших всех белых из-за работорговли. Запасы продовольствия истощились, охрана была готова взбунтоваться. Конфликт смогла уладить только Флора. После почти года пути в одном из селений они нашли двух белых лю­дей с изможденными лицами и в изодранной одежде. Ими оказались Джон Спик и Джеймс Грант. Они рассказали Бейкеру о своем откры­тии истоков Нила. Известие разочаровало Бейкера. «Неужели в лав­ровом венке не осталось для нас ни листочка», — выдавил он из себя. Спик и Грант успокоили его: они полагали, что у Нила есть еще один исток, в стороне от озера Виктория. Но путь туда был крайне труден, если вообще возможен, особенно при наличии в отряде женщины. На это Флора твердо заявила, что пойдет до конца.

Джон Спик и Джеймс Грант, нашедшие первый исток Белого Нила, дали Бейкерам новое направление для поисков
Джон Спик и Джеймс Грант, нашедшие первый исток Белого Нила, дали Бейкерам новое направление для поисков

Любимая дочь Луны

За год они прошли 240 километров по землям, принадлежавшим племени камраси. Возникла неожиданная проблема: один из вож­дей положил глаз на красавицу Флору, предложив в обмен любую из женщин своего племени. Возмущенный Бейкер схватился было за пистолет, но Флора метнулась к вождю и стала в чем-то убеждать его на арабском. И убедила. От притязаний тот отказался, но в отмест­ку стал чинить препятствия с пополнением запасов продуктов и най­мом носильщиков.
Последний отрезок пути был страшен. На переправе через одну из многочисленных речек Флора выпала из лодки и чуть не стала добычей крокодилов. Потом супруги заболели лихорадкой. Флора не­сколько дней лежала без сознания, в бреду. Казалось, надежды уже нет. Бейкер, держась из последних сил, не отходил от нее. Был мо­мент, когда он, не увидев на ее лице признаков жизни, решил покон­чить с собой и лишь в последний момент заметил еле уловимое дро­жание ее век.
Когда болезнь отступила, они продолжили путь и, наконец, ока­зались на берегу большого озера. Это и был второй исток Бело­го Нила. Озеро, давшее начало могучей реке, было названо именем Альберта, в честь супруга королевы. После четырех лет путешествия они вернулись в Англию и сообщили о своем открытии, подтвердив правоту своих предшественников — Спика и Гранта.
Бейкер был награжден золотыми медалями английского и фран­цузского географических обществ, а королева Англии посвятила его в рыцари. Но приглашения на королевские приемы получал только Сэмюэль. О его спутнице, делившей с ним все тяготы четырехлетней жизни в джунглях, даже не вспомнили.
Только после окончания экспедиции Сэмюэль и Флора обвен­чались в маленькой церкви Св. Иакова. Флора Шаш стала теперь леди Флоренс Бейкер. Но Сэмюэль до конца своих дней ласково называл ее Аньядве — «Дочь Луны» на одном из наречий Централь­ ной Африки.

Переговоры с африканскими племенами иногда были очень сложными, а иногда - опасными
Переговоры с африканскими племенами иногда были очень сложными, а иногда - опасными

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ