Лекции и концерты, книги и статьи, цикл передач на радио и аккаунты в социальных сетях Михаила Семеновича Казиника пользуются заслуженной популярностью и продолжают главное дело их автора – нести классическую музыку в массы, пробуждать в людях прекрасное, изменять мир к лучшему. Почему у него это получается? Потому что Михаил Семенович – интересный человек, умеющий затронуть других людей тем, что интересно ему самому. А интересно ему – будущее человечества, ни много ни мало. Будущее, которое «не во зле, ненависти и желчи, а в музыке, добре и любви». И в это будущее ведет нас новая книга страстного просветителя «Музыкальные парадоксы»:
«Вся история музыки – история парадоксов. Не только потому, что каждый гений уникален и неповторим. Но само существование их уже парадоксально. Их жизнь и творчество необъяснимы. Часто мышление не способно постичь логику творчества».
Зато сочувствие и сопереживание способны. Без этих человеческих качеств на нас вряд ли произвел впечатление контраст тьмы жизненных обстоятельств и света творческих созданий, без которых не обходится почти ни одна биография музыканта, композитора или другого носителя культуры.
«Камиль Сен-Санс с самого детства был очень болен: проблемы со зрением, туберкулез – врачи говорили, что он не жилец и в двенадцать лет, и в тридцать. А когда в восемьдесят лет он решил отправиться на гастроли в Африку, обескураженные доктора в один голос назвали его самоубийцей. Ведь он с рождения не жилец!» Сочувствию и сопереживанию удивительно и внезапно помогает юмор – это, пожалуй, фирменный стиль Михаила Семеновича. Впрочем, куда денешься от саркастических коллизий, если жизнь сама их подбрасывает даже тогда, когда вроде бы вовсе не до смеха!
«Идеи Рихарда Вагнера о расовом превосходстве оказались очень близки идеологии фашизма. Музыку Вагнера гитлеровцы исполняли во всех завоеванных странах, чествовали и прославляли этого композитора. Но вот в Праге вышел конфуз. Со здания оперного театра было велено снять медальон с изображением еврея Мендельсона. Исполнителю работы назвали примету – большой нос. Работяга рассмотрел все портреты и удалил медальон с изображением Вагнера».
Новая книга Михаила Казиника полна всевозможных жизненных и творческих перипетий из биографий великих деятелей музыки и тех, что великими не признаны, но не менее интересны. Да и справедливо ли так узко понимать эпитет «великий»? «Музыкальные парадоксы» не только повествуют, но и удивляют, ставят вопросы, помогают задуматься. Словом, как всегда, в любой лекции или книге автора. Иллюстрации, обильные стихотворные фрагменты и QR-коды в конце каждой главы для озвучивания музыкальных примеров делают новинку замечательной во всех отношениях.
Казиник М.С. Музыкальные парадоксы. – Москва: «Бослен», 2022. – 288 с., ил.
О ранее вышедшей книге Михаила Казиника можно прочитать здесь:
Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него .
Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.
Оставайтесь с нами.