Его игрой восхищались миллионы болельщиков. Однако путь к славе оказался тернистым. Сам Анатолий Тарасов поначалу считал форварда-технаря чуть ли не трусом. Но едва началась победная эра сборной, «трус» превратился в кудесника шайбы, бомбардира-ювелира. Сегодня двукратному олимпионику, шестикратному чемпиону мира, одному из главных отечественных бомбардиров исполнилось бы 85 лет.
В марте 1955 года на стадионе «Динамо» в Петровском парке болельщики, до отказа заполнившие Восточную трибуну, впервые увидели Вениамина Александрова. В матче на Кубок СССР между ЦСК МО и «Крыльями Советов» форвард, которому через месяц исполнялось 18 лет, заменил в звене с Виктором Шуваловым и Евгением Бабичем захворавшего Всеволода Боброва. Зрители по достоинству оценили игру дебютанта. Армейцы победили – 5:1, а юниор забил четвертый гол и помог забросить пятую шайбу защитнику Ивану Трегубову.
Александров с честью выдержал боевое крещение и на 14 лет стал игроком основы ЦСКА.
Его сразу оценил Бобров. Для Вени (некоторые называли его Витамин) секретов в хоккее не существовало – он все делал красиво. Болельщики со стажем восхищались его стелющимися проходами по флангу. Александров терроризировал вратарей, бросая шайбу им в голову, которую в те бородатые годы защищала маска сродни яичной скорлупе. Силовая борьба – не его стихия, как Боброва. Да и стоило ль ему, бомбардиру от Бога, размениваться на «хиты», отвлекаясь от главного дела?
До появления в ЦСКА Александра Альметова Александрова определили в звено с Константином Локтевым и Александром Черепановым, причем центральным нападающим. На дебютном для себя ЧМ-57 в Москве тройка Александрова стала самой результативной в сборной, а сам он отметился восемью голами. Увы, ни разу не проиграв, хозяева уступили титул шведам. Не удалось советской сборной подняться на верхнюю ступень пьедестала и на турнирах в 1958-61 годах. С подачи Тарасова, возглавлявшего национальную команду в тот период, к Александрову и приклеили ярлык «трус». Хотя по результативности он был в авангарде. Однако едва началась победная эра сборной СССР, о «трусе» все забыли.
А ведь карьера Александрова могла оборваться до золотой серии сборной. В конце марта 1961 года на Новопесчаной улице напротив кинотеатра «Ленинград», управляя машиной «Победа», он совершил наезд на женщину, возвращавшуюся с вечернего сеанса. Двум опытным журналистам газеты «Советский спорт» из отдела пропаганды ЦК КПСС спустили задание: заклеймить совершившего преступление хоккеиста позором в фельетоне. Сила печатного слова тогда была колоссальная. Материал быстро собрали, заметку подготовили, но почему-то не публиковали. Когда авторы обратились к главному редактору, то с удивлением услышали ответ: «Только что Гагарин полетел в космос, как в такой торжественный для страны момент мы станем порочить честь советского офицера?».
Хоккеист отделался условным сроком и дисквалификацией. Пропустив восемь месяцев, он нагнал свою команду в Новосибирске и как ни в чем не бывало принялся за любимую работу – заколачивать шайбы в ворота соперников. Вскоре газеты напечатали фотографию первого в мире космонавта рядом с его кумирами Александровым и Локтевым на скамейке запасных ЦСКА.
В 37 матчах чемпионата страны-62/63 Александров забил 53 гола и установил советский снайперский рекорд, побив достижение Боброва, продержавшееся 15 лет. Только в 2017-м Сергей Мозякин, сыгравший вдвое больше, поднял планку еще на две шайбы.
На ЧМ-66 в Любляне Александров – лучший бомбардир. А после победы на ЧМ-67 в Вене в прессе появилось короткое стихотворение «Ледовый гроссмейстер»:
Я слышал, Александрова в «Штадтхалле»
Гроссмейстером ледовым называли.
Что ж, верно! Он в атаке рьян,
Напорист, для ворот всегда опасен.
Его признать коллегою согласен
Сидевший на трибуне Петросян.
Вы, конечно, поняли, что речь шла о девятом чемпионе мира по шахматам Тигране Петросяне.
На Играх-68 в Гренобле (к тому времени Локтев и Альметов завершили карьеру) ветеран подменял в спартаковской тройке с Вячеславом Старшиновым и Борисом Майоровым молодого Евгения Зимина. Этот турнир стал его лебединой песней.
Когда Валерий Харламов проходил стажировку в «Звезде» из Чебаркуля, Тарасов поставил Владимира Петрова и Бориса Михайлова к капитану команды Александрову. «Дядя Веня шипел на нас после каждой ошибки, смотрел сверху вниз, ему трудно было угнать за нами, молодыми и резвыми, - вспоминал Борис Михайлов. – Еще Александрова пробовали с Ерёминым и Смолиным, но и эта тройка не сложилась. Но Валерку Харламова дядя Веня сразу оценил, хвалил его».
Возглавивший летом 1974 года ЦСКА Локтев пригласил Александрова в тренерский штаб. Третьим у них был любимый ученик Тарасова Анатолий Фирсов. В этом составе они руководили армейцами в первой клубной Суперсерии СССР – НХЛ в сезоне-75/76.
В 2007 году Александрова посмертно включили в Зал славы Международной федерации хоккея.