Александр Пожаренко, сооснователь компании-разработчика сложных open source продуктов Attico, поделился мыслями об отрасли информационных технологий. Резидент бизнес-клуба «Эквиум» рассказал о неизбежности цифровизации, новой цифровой реальности и революции метавселенных.
Гибкость информационных продуктов создаёт рынок со своими рисками и преимуществами. По данным IDC, Gartner, TrendForce, в 2022 году IT-сегмент мирового рынка вырастет. Ясно одно: цифровизации не избежать; тренд поддерживает как государство, так и частные инвесторы.
Вспомним: даже принципы использования Интернета впервые использовались в военной разработке ARPANET в 1969 году. Сначала её использовали для связи между университетами и вычислительными центрами, а потом ARPANET перекочевала и в частный сектор.
Цифровые тренды
Информационные технологии — основной движущий фактор на пути к технологической революции. Мы находимся на пороге создания нового уклада жизни, который так или иначе будет завязан на квинтэссенции всех технологий последних 30-40 лет. Изменения могут затронуть каждого. В их числе:
1. Блокчейн
Технология блокчейн появилась несколько лет назад и сразу же открыла новые перспективы для обмена данными. Блокчейн делает банковские процессы безопаснее и прозрачнее, потому что данные внутри цепочки невозможно подделать; гарантирует безопасность информации за счёт копий всей базы на каждом из узлов. Они сверяются между собой и предотвращают хакерские атаки.
2. Рост отстающих экономик
В начале XXI века Китай, прежде аграрная экономика, стал производственным цехом мира, радикально изменив экономический уклад внутри страны. Как только отстающие экономики начнут вкладываться в образование и вступят на путь цифровизации, очередь дойдёт и до них.
3. Метавселенные
Совсем скоро мы создадим новый мир. В нём можно будет строить корпорации, политические и экономические системы, управлять предприятием. Это неизбежность, которую нужно принять и понять для роста вашего бизнеса.
Начало работы в IT-сегменте
Сегодня есть несколько вариантов развития в нише IT-технологий. Нассим Талеб, американский экономист, публицист и доктор философии, утверждает, что бизнес должен состоять из малой доли высокорискованного актива и большой доли максимально консервативного. Я полностью с ним согласен.
Есть две модели: продуктовая и консервативная. У каждой свои достоинства и недостатки.
Если хотите рисковать, нужно использовать продуктовую модель и взбираться на острие технологий: криптовалют, создания бирж для них, инвестиций в стартапы. Здесь высокие риски и большие стартовые вложения. К тому же, нужно обладать высоким уровнем компетенций и навыков, чтобы удержать бизнес на лидирующих позициях.
С другой стороны, есть понятный бизнес по правилу «купил-продал» —консервативная модель. В таком случае варианты развития разнятся: либо ты создаёшь ценность и продаёшь её, либо нанимаешь экспертов и продаёшь их услуги. В таком случае меньше риски, но выше конкуренция; невысокая маржа, но понятные бизнес-процессы и бизнес-модели.
IT-сфера построена на консервативной модели, поэтому в Attico мы продаем компетенции наших экспертов, видим перспективы развития. Стоит отметить, что последние 20 лет можно было нанять разработчика в России, Беларуси или Украине и продать его время и экспертность на запад. Сейчас это вряд ли сработает.
Трудности, с которыми мы столкнулись
Их несколько: зарплаты, ограничения со стороны клиента и сокращение маржинальности.
Выплата зарплат
Раз наша бизнес-модель построена на продаже экспертности сотрудников, то задача компании — нанять человека, вовлечь в процессы, дать проекты и платить зарплату. Сейчас мы не можем напрямую выплачивать зарплату сотрудникам без издержек.
Проблема возникла, когда клиенты отказались платить в наш регион из-за рубежа, а платить зарплаты сотрудникам из России и Беларуси от своей зарубежной компании мы не можем.
Решили производить оплату через посредника. Такая схема работы доставляет дискомфорт, но сегодня с этим приходится жить.
Клиенты не готовы работать со специалистами на территории России и Беларуси
Теперь вывозим специалистов за границу, чтобы была возможность работать с зарубежными клиентами.
Нестабильность рубля привела к сокращению маржинальности
Сейчас внедряем правильные процедуры управления рисками, которые помогут обезопасить бизнес.