Сегодня несколько слов о тиреотоксикозе – тем более, что начинается летний сезон с его дачами-огородами, морем-пляжами и избыточной инсоляцией.
Если у вас уже был в анамнезе тиреотоксикоз, и он успешно пролечен и вышел в ремиссию, самое время ему вернуться. Если ещё не был – ну, тут как карта ляжет. Заболевают этой штукой в России один-два человека на десять тысяч ежегодно. Не так уж много, но и не мало – у каждого эндокринолога есть на учёте человек двадцать. Самая частая причина – болезнь Базедова-Грейвса, то бишь диффузный токсический зоб.
Итак, с чего дело начинается. С ощущений, напоминающих лёгкую нервическую лихорадку: повышается до субфебрильной температура, человек становится тревожным, раздражительным, возбуждённым, у него учащается сердцебиение, он больше ест, больше пьёт, чаще ходит в туалет, хуже спит, теряет в весе. Ненамного. У него могут трястись руки. Могут повышаться давление и сахар.
Самое неприятное, что направить к эндокринологу или исследовать уровень тиреоидных гормонов врачу первого контакта на этом этапе не всегда приходит в голову – человека лечат от ОРВИ, ВСД и прочих аббревиатур, тогда как анализ гормонов уже на этом этапе вполне себе красноречив: ТТГ низкий, тироксин – высокий, антитела к рецепторам ТТГ тоже повышены. Увеличения железы, кстати, может и не быть – последнее время базедов нередко протекает без выраженной гипертрофии.
Теперь, если при УЗИ выявлен узел. Тут возможен такой вариант: узел – автономно вырабатывающая тироксин аденома, на «указивки» гипофиза и его ТТГ ей будет наплевать, и вылечить такую штуку традиционными тиреостатиками едва ли выйдет. Так вот, чтобы зря не тратить время и здоровье, хорошо бы при выявлении узла при гипертиреозе ещё до начала лечения сделать сцинтиграфию щитовидной железы, чтобы определить, имеем ли мы «горячую» железу с таким же, как окружающая ткань, или «прохладным»узлом, или «горячий» узел на фоне «прохладной» железы. Во втором случае это – активная аденома, и её нужно будет удалять, как только будет возможно, в первом – можно попробовать справиться без операции.
Итак, лечение назначено – это тиреостатические препараты, бета-блокаторы и, как правило, успокоительные, и по первому разу они обычно неплохо справляются. Больному становится лучше, он начинает крепче спать, перестаёт трястись, температура снижается, сердце уже не выскакивает из груди, и – вот тут внимание – он начинает набирать вес. И многие наши дамы, поборницы тонкой талии, на этом этапе попросту отменяют или снижают дозу тиреостатика. Вместо того, чтобы снизить дозу плюшек и конфеток. Потому что набор веса при нормализации уровня тиреоидных гормонов – это НОРМАЛЬНО. Так и должно быть. А если на этом этапе тиреостатики просто взять и бросить – вы получите такой «откат», что мало не покажется, и уже повторно так хорошо они не подействуют.
Так вот, при достижении эффекта дозу тиреостатиков снижают медленно и постепенно, доводя до поддерживающей, которую принимают длительно - не день, не месяц , а , в лучшем случае, год. А то и два. И только тогда можно быть более или менее спокойным. Потому что рецидивирует пресловутый базедов – только в путь. А рецидив – это расписка в несостоятельности консервативного подхода и показание к полному удалению щитовидной железы.
И нужно помнить, что в ремиссию – стойкую или, тем более, нестойкую – вам противопоказаны все эти солнечные ванны, битвы за урожай, лежания на пляже, солярии и т.п. И физиопроцедуры на область шеи, а в нестойкую ремиссию – и другие тоже.
Удалось прожить без рецидива пять лет – ура, опасность такового становится существенно ниже. Ну, и беременеть в эти пять лет – не лучшее решение. Беременность может запросто спровоцировать рецидив, а с лечением такового сочетается о-очень плохо. Тиреостатики, видите ли, могут вызвать уродство плода, кроме, разве что, пропилурацила, да и тот в больших дозах не назначается, а в малых может и не сработать. Ну, и оперировать беременную, вызывая гипотиреоз – тоже такое себе. А нелечёный гипертиреоз провоцирует невынашивание, осложнения беременности, несовместимые ни с плодом, ни с матерью, и прочие многочисленные «радости», так что лучше без него вообще обойтись.
Так что, тиреотоксикоз, в принципе, лечится, но это серьёзное заболевание и наплевательского отношения не терпит.