Найти тему
K-INO.RU: IN K-INO VERITAS

Всё везде и сразу. Как Дэн Кван и Дэниэл Шайнерт расширяют зрительские горизонты

Оглавление

Лекция Дарьи Алимовой

Когда вышел «Человек – швейцарский нож» (их предыдущая работа), мне было четырнадцать лет. Не то чтобы это самый сложный для восприятия фильм, но в таком возрасте он мощно врезался в сознание и повлиял на формирование моего киновкуса. Поэтому я уверенно могу утверждать, что эти режиссеры – Кван и Шайнерт – серьезно повлияли на мою жизнь, на то, какие выборы я делала в будущем и какие фильмы я люблю сейчас. Я очень ждала «Всё везде и сразу», потому рада, что мы все-таки успели собраться и посмотреть его.

Дэниэл Шайнерт и Дэн Кван
Дэниэл Шайнерт и Дэн Кван

Начиная говорить о Дэниэлах, следует отметить, что они начинали как клипмейкеры. Именно этим они и прославились. Я не буду рассказывать о каждом их клипе отдельно, а сосредоточусь на том, что они из себя представляют в целом. Во-первых, важно понимать, что все клипы Дэниэлов – это какая-то история, очень тесно завязанная с песней. Эта история может быть максимально абсурдной: например, клип “My Mashines” посвященный человеку, который бесконечно падает по эскалатору и не может встать. Или же истории могут быть вполне конкретными, подходящими для какой-нибудь короткометражки. Например, в клипе “Simple Song” рассказывается про детей, собравшихся после кончины отца и ищущих заветные бумаги на его дом.

Я же хочу обратить внимание на их первый клип “Simple Math”: он уже собирает в себе все те визуальные приемы, которые впоследствии будут использоваться этим дуэтом. Во-первых, о чем рассказывает этот клип: молодой человек едет по дороге, видит перед собой оленя, резко сворачивает в сторону, и машина в замедленной съемке начинает переворачиваться, и тут, что называется, вся жизнь пролетает у него перед глазами. Именно на этом переплетении кадров замедленной съемки умирающего в машине человека и том, как он возвращается сознанием в свое прошлое, и строится весь клип.

_

Здесь Дэниэлы впервые используют свой особый язык повествования, который строится не на том, на чем мы привыкли (на логике), а на более чувственном восприятии. Мы считываем определенные образы, определенные настроения и испытываем эмоции в связи с этим. Другая особенность их творчества, которая тоже заметна уже в этом первом совместном клипе – это то, что они создают свою вселенную с особой физикой, с особой пластикой; вселенную, в которой персонажи и предметы могут перемещаться не так, как мы к этому привыкли, но при этом они делают это органично. Мы, как зрители, принимаем эти правила игры и на сто процентов верим происходящему, потому что Дэниэлы вкладывают в свои работы эмоции. Искренние эмоции – это центр любого их клипа, короткометражного или полнометражного фильма, потому что если уж персонажи не будут верить во всю ту фантасмагорию, творящуюся на экране, то и зритель, очевидно, в это не поверит.

Почему же я сказала, что их первый клип передал именно будущие визуальные особенности режиссеров? Потому что, говоря об их фирменном стиле, важно отметить и их первый короткометражный фильм, который длится всего одну минуту и называется “My Best Friend’s Sweating”. Игра слов: “wedding” – свадьба и “sweating” – потеть. В этой короткометражке снялись сами режиссеры, и в ней жених паникует перед свадьбой. Он сильно нервничает, а его друг приходит его успокоить и делает ему прием-захват, чтобы тот перестал потеть. Но почему-то эффект получается обратный – жених наоборот начинает потеть все больше и больше, из него начинает идти мощный напор воды, и это продолжается до того момента, пока жених не растворяется и превращается в пот на руках у своего друга. И вот этот первый короткометражный фильм показывает другую очень важную черту Дэниэлов – их крайне специфический юмор, который чаще всего построен на человеческой физиологии. Шутки про пот, про половые органы, про все прочие «радости жизни» появляются у Дэниэлов регулярно и могут оттолкнуть значительную часть зрителей.

Еще от себя отмечу клип “Houdini”, так как там рассказывается про музыкальную группу, которая умерла прямо перед концертом. И чтобы не потерять деньги, ушлые продюсеры искусственно изображают, что музыканты живы. Данный сюжет чем-то напоминает их первый полнометражный фильм «Человек – швейцарский нож», где в центре повествования тоже оказывались, мягко говоря, неживые персонажи.

Другой короткометражный фильм, о котором я хотела вскользь упомянуть – это “Interesting Ball”. Он состоит из нескольких историй, и достаточно пересказать всего одну, чтобы вы примерно поняли, что веселит Дэниэлов и что они считают комедией. В одной из сюжетных линий, в которой сыграли сами Дэниэлы, происходит следующее: молодой человек хочет подшутить над своим другом, и в результате его нога застревает в самом неподходящем месте второго друга, в следствие чего он медленно засасывается внутрь него – это весь сюжет. Я рассказала это, чтобы зрители примерно понимали, какие люди создавали сегодняшний фильм.

Переходим к их первому полнометражному фильму «Человек – швейцарский нож», который в какой-то степени похож на то, что они делали до этого, только хронометраж увеличен до полутора часов. Каждый их клип начинался с какой-то идеи из серии “а что, если жена изменит своему мужу с резиновым мячом, а этот мяч убьет затем рассерженный муж?”. Для полнометражного фильма им нужна была идея, развития которой хватило бы на полтора часа. И в своем креативном сознании они родили образ счастливого человека, который плывет по воде, удаляется от необитаемого острова, сидя на пукающем трупе. Над этой идеей они посмеялись, отложили ее в долгий ящик, но потом поняли, что из этого можно придумать достойное эмоциональное приключение для персонажей. Они решили взять эту абсолютно идиотскую идею и перенести ее на экран, настолько красиво и эмоционально, насколько это физически было возможно.

Кадр из фильма "Человек - швейцарский нож".
Кадр из фильма "Человек - швейцарский нож".

Процесс создания этого фильма был крайне увлекательным, начиная с питчинга (ну, вы представляете, как продюсерам озвучивали эту идею). Дэниэлы даже не злились, когда им отказывали, потому что это было очевидным развитием событий. Зато в результате работать над этим фильмом собрались люди, которые искренне этого хотели и по-настоящему чувствовали нужную атмосферу. Что же мы получили в итоге?

«Человек – швейцарский нож» – это фильм об одиноком парне, который застрял на необитаемом острове, хочет свести счеты с жизнью, как вдруг видит вынесенный на берег труп в исполнении самого Дэниела Рэдклиффа. Этот труп оказывается полезным для выживания в дикой природе. Более того – он начинает медленно оживать и вспоминать свою прошлую жизнь. В этом фильме мы видим все те особенности, которыми выделялись Дэниэлы и в клипах, и в короткометражных фильмах: это скорее эмоциональное восприятие, чем логическое; это вера в происходящее, построенная на переживании чувств героев по-настоящему.

В принципе, этим фильмом Дэниэлы хотели доказать, в первую очередь, самим себе и всему миру, что мы привыкли смотреть на кино слишком узко, что кино может представлять собой гораздо большее и что наша жизнь, являющаяся хаосом во плоти, не может быть помещена в один жанр. Они хотели доказать, что кино может быть многожанровым и по-настоящему рушить границы. Ведь чаще всего мы привыкли делить кино условно на элитарное и на развлекательное (пустое). Дэниэлы же соединили это: они взяли реально сложный концепт, наполненный символами, образами, глубокими диалогами, и совместили это с максимально тупыми, идиотскими шутками. Именно это в итоге и сделало их фильм уникальным и нашло своего зрителя.

Кадр из фильма "Человек - швейцарский нож".
Кадр из фильма "Человек - швейцарский нож".

А теперь, собственно, ради чего мы все собрались – это фильм «Всё везде и сразу», который нам повезло всё-таки увидеть. Насколько можно судить, этот фильм был куда более тепло и единодушно принят зрителями, т.е. Дэниэлы нашли что-то максимально близкое всем людям. Надо сказать, что на этом построены все их истории: они берут темы, понятные каждому – темы, которые настолько простые, что мы привыкли о них не говорить. Дэниэлы же обращают на них наше внимание и учат нас ценить эти мелочи, из которых состоит жизнь. «Всё везде и сразу» продолжает эту традицию, потому что в центре сюжета здесь обычная женщина, которая руководит прачечной, у которой проблемы в семье, проблемы разрыва поколений (она не знает, как общаться с дочерью, мужем и отцом). Эта история в основе своей – нечто очень доступное, очень простое; это самые обыкновенные люди, находящиеся в самых необыкновенных обстоятельствах.

И именно эта «обычная» героиня становится последней надеждой мультивселенной на спасение, а мультивселенная сегодня, как известно, на слуху (спасибо всем фильмам “Marvel” и комиксам). Но даже в рамках мультивселенной мы привыкли думать довольно сдержанно, т.е. мы задаемся мыслью «а что, если мир был бы чуть-чуть другим?», «а что, если бы я сделал другой выбор?». Но мультиселенная – это нечто большее. Это концепция того, что все, что мы можем представить в нашей голове, существует где-то далеко от нас. Даже мир, в котором вместо людей – камни, а вместо пальцев – сосиски.

Кадр из фильма "Всё везде и сразу".
Кадр из фильма "Всё везде и сразу".

Когда эта тема сошлась с невероятно креативным разумом Дэниэлов, тогда и случился этот фильм. Давайте признаем: они привыкли работать именно в формате клипов, когда в маленький хронометраж (3-6 минут) нужно вложить целую историю, нужно создать яркий и уникальный мир с запоминающимися персонажами. Потому фильм, в котором режиссеры могут создать десятки миров, десятки персонажей – это идеальное поприще для их фантазии. И мне будет невероятно интересно это увидеть.

Перед тем, как мы приступим к просмотру, я бы хотела сказать следующее: в моем понимании, Дэниэлы – это люди, максимально влюбленные в кинематограф. Вроде бы логично, что любой режиссер любит кинематограф, но Дэниэлы любят его во всех проявлениях, во всей его многожанровости, буквально вдоль и поперек. Если описать их творчество коротко, то это будет предложение: «Практически гениальная интерпретация совершенно идиотских идей». Если разложить их фильмы по полочкам и взять одни сухие идеи, то это будет уровень глуповатых шуток и фантазий, которые вы могли придумать, будучи подростком. Но они берут эти идеи, совмещая их с простыми общечеловеческими истинами, перемешивая с классическими и доступными сюжетами, и именно в этом миксе рождается их уникальный стиль, в котором нет ничего слишком тупого или слишком сложного – всё слито воедино. Приятного просмотра!

15 апреля, 2022.

Ссылка на наш Telegram-канал:

-5

www.k-ino.ru