ПРОЛОГ
Костя задумчиво смотрел в окно...
- Снегу навалило...
- А чего ты хотел? 16-ое апреля как никак. С Новым Годом тебя, Костян!
ПОЕХАЛИ
Хотел начать своё повествование со слов "давненько мы никуда не ездили", но оказалось, что с последней поездки в Осташков прошло всего два месяца, однако за это время произошло столько всяческих событий, что два месяца превратились в вечность. И то, что мы брали билеты в марте, уже казалось чем-то из прошлой жизни.
А ведь дата поездки именно в эти дни середины апреля была выбрана сильно заранее и абсолютно не случайно. Самое главное, что повлияло на наш выбор, было стремительно надвигающееся 20-ое апреля - тридцатилетие Костяна, первый серьёзный юбилей, вступление в новую жизнь, полную новых, умножающихся в геометрической прогрессии, болячек и дебильных взрослых проблем. Но главное заключалось даже не в этом.
Как известно, РЖД предоставляет существенную скидку на билеты в дни плюс/минус неделя от дня рождения, причём скидка эта распространяется и на трёх друзей, с кем поедешь. Таким образом мы имели точный люфт для поездки строго с 13 по 27 апреля. Сверившись с Костиным рабочим графиком, нам стало очевидно, что поездка возможна только 16 апреля.
Вообще, посчитанных, то есть готовых к прохождению, поездок у меня было три плюс вечный не первый год уже план полного кольца по БМО за сутки. Но особенности, а именно время, место и пересадки двух маршрутов были таковы, что проехать их можно только в теплую погоду, при ранних рассветах и поздних закатах, то есть летом. И мы поедем. Но потом. А пока осталась только одна легко осуществимая поездка, отвечающая всем условиям середины апреля. А именно: старт после рассвета, финиш до заката, никакого многочасового сидения на холодной улице и возврат домой во вменяемое время.
Как уже понятно из заголовка, такой поездкой оказалась Москва - Муром - Арзамас - Нижний Новгород - Ковров - Москва. Как вы помните, Москва - Муром - Ковров - Москва я уже со всеми остановками проехал не так давно, поэтому этот участок предполагалось пройти на ПДСе и "Ласточке". Следовательно поездка фактически начиналась в Муроме и заканчивалась в Коврове. А посередине Нижний Новгород и его метро. И тут очень удачно сошлись все расписания.
Начало в 0:10 из Москвы чебоксарским 072-м двухэтажным поездом. В 4:56 он уже в Муроме. Рассвет. В 5:33 электричка на Арзамас. В самом Арзамасе смена головы электрички и далее на север в сторону Нижнего. В Нижнем Новгороде в 10:37. Далее планировался осмотр всех станций метро, посещение Чкаловской Лестницы, и, если успеем, покатушка на Борской канатке над Волгой. Но метро было в приоритете, ради него всё и затевалось. Далее в 16:02 электричка до Коврова. В 19:03 там. Закат. Ну и концовочка 733-ей нижегородской "Ласточкой", отправлением в 19:36 и прибытием на Восточный вокзал в 22:03. Сошлось идеально само собой. Идеальнее придумать просто невозможно.
Мало того, что мы сэкономили кучу денег за счёт дня рождения, мы ещё по старой доброй традиции выкупили по акции всё купе целиком, чтоб спокойно поспать, поэтому стоимость проезда стала на уровне сидячего места, копейки. Ну и вишенкой на торте стала новость, прилетевшая из РЖД за несколько дней до выезда, что мы поедем на предпоследнем двухэтажном поезде до Чебоксар. Последний уйдёт 17-го апреля из Москвы и всё, больше двухэтажек не будет, поедут обычные стандартные вагоны.
Мне это сразу напомнило, как совсем недавно, осенью, мы так же провожали в предпоследний путь 602-й поезд до Рыбинска. Предпоследний с Белорусского вокзала, куда он, скорее всего, не вернётся уже никогда.
Картина была просто сияющая. И финансово, и пересадочно, и расписательно. За одним но. Я запараноил насчёт параноиков. В связи с Z и V дикий периферийный народ может перебдеть, подумал я, и принять меня, фотографирующего каждую станцию, за натовского шпиона, вызвать наряд и упаковать по всем канонам патрульно-постовой службы. Поди им объясни, что я "типа блогер", фото просто для отчёта, вот моя прописка, вот мой дом родной... У нас же сначала рожу бьют, а потом разбираются. И когда разберутся, отпустят, но поезд уже ушёл, капец поездке, ищи потом новые билеты, выбирайся из долбеней, где ссадят...
На этот случай я запасся копией распоряжения номер 1513 РЖД, в котором разъясняется порядок разрешённой съёмки на объектах железной дороги, из которого чётко ясно, что мне в моих границах фотографирования делать это не запрещено ни с какой стати, но в реалиях шпиономании этот листок бумаги мог бы пойти только на подтирку. В общем, очканул я серьёзно по этому поводу. Оставалось лишь полагаться на благоразумие и здравый смысл наших граждан, в глубине души я верил, что мои соотечественники умные, вменяемые, порядочные люди. Чтобы закрыть эту тему скажу: очковал я совершенно напрасно, все без исключения люди в пути были дружелюбны и прекрасны, все адекватные и чуткие, всё было ровно, спокойно, на меня вообще по большому счёту никто не обращал внимания.
Собирался я уже в день поездки, попутно рассказав своим читателям о моём взгляде на комплектацию походного рюкзака для таких суточных поездок, какие мы практикуем постоянно вот уже шесть лет. В ночь с четверга на пятницу я прекрасно выспался, добавил в обед ещё часа четыре, в общем, запасался сном как мог, поскольку предполагал, что как всегда случается со мной в ПДСах, будет душно, окно не открыть, вентиляции ноль, значит и сна ноль. Особенно вспоминался недавний ад в псковском поезде.
Вышел из дома я около половины десятого вечера в пятницу, спокойно доехал на 685 до метро, снял в банкомате наличку для оплаты проезда в дальних местах, и очень быстро прибыл на Казанский вокзал.
По Каланчёвскому путепроводу красиво плелась мудацэшная ыволга.
Ленинградский и Ярославский утопали в измороси.
Далее в планах стояла закупка чизбургеров. Это традиция, появившаяся не так давно, но плотно укоренившаяся: начинать и заканчивать поездки поеданием чизбургеров в ПДСах или "Ласточках". И поскольку в свете последних событий горячо нами любимый МакДак почил с миром, оставался на Казанском только КФС с его куриными чизбургерами с луком по 79 рублей. Я взял их шесть. Два нам с Костей поужинать прямо сейчас в поезде сразу после отправления, ещё два позавтракать в Муроме, ну и заключительные два второй раз позавтракать уже в Арзамасе.
И сразу же после закупок отправился внутрь вокзала ждать наш поезд.
ПАНОРАМА вокзала изнутри.
Не удержался и сделал классический кадр, которые делают все на Казанском вокзале. Рядами ТЭМ18ДМ и ЭД4М.
А вот и наш 72-й обнародовался на третьем пути.
И тут же появился цветущий Костян. Ему после работы тоже удалось немного поспать, создав небольшой дополнительный запас прочности.
Мы пошли в сторону нашего четвёртого вагона в дальний конец платформы.
Начинался лютый ливень, а навеса над головами не было, поэтому мы постарались забраться в вагон как можно быстрее, сразу заняв очередь на посадку одними из первых.
В итоге когда заселились, моя куртка была уже мокрая насквозь, ввиду чего пришлось расстелить её на верхней полке. Кстати, сразу же по приходу в купе мы обе верхние полки откинули, чтоб не биться о них головами. Вообще, надо сказать, что купе на втором этаже двухэтажного вагона предельно тесные, но откинутые верхние полки весьма заметно добавляют размаха и ощущения свободного пространства.
Даже мне с моими габаритами стало весьма комфортно. Но главный бонус заключался в другом. На фото выше его хорошо видно. Окно обнаружило в себе форточку. А так как у Кости всегда с собой железнодорожный трёхгранник, стало ясно, что поедем мы с комфортом, поскольку всегда сможем открыть форточку для проветривания. Но секретный запрещённый ключ даже не понадобился: ручки были разблокированы, чем мы мгновенно и воспользовались.
Перед отправлением я вышел на улицу покурить и застал весьма интересную сцену. Заходила дама с чемоданом, проводница проверяла её данные и не сошлась в терминале одна цифра номера паспорта в электронном билете. Казалось бы, фигня, но нет, в РЖД с этим строго. Проводница тут же выдала даме инструкцию: мы в четвёртом вагоне, следующий вагон ресторан, а потом пятый вагон, чемодан оставьте, а сами бегите туде, там начальник поезда, он в компьютере, в базе поменяет номер паспорта на правильный, это стоит 200 рублей наличными, и можете ехать. Вот не знал я такой штуки. Так что, друзья, при заполнении форм через интернет будьте максимально, предельно внимательны - одна ошибка и вы можете в итоге вообще никуда не уехать, просто не успев добежать до начальника поезда. А чем кончилась история этой дамы, увы, не знаю, но верю, что всё закончилось благополучно.
Сразу после отправления, мы с Костей приговорили по чизбургеру и стали готовиться ко сну. Пришла проводница с повторной проверкой билетов, сказала, что у нас в купе числится какой-то Никита Доброхвостов, на что тут же получила заверения, что купе выкуплено полностью на двоих, никакого Никиты мы не знаем и знать не хотим, это глюк, и вообще нам пора спать. Проводница же в свою очередь попросила нас держать дверь в купе закрытой, мол, автоматика, датчики, климат-контроль неправильно истолкует нашу открытую форточку и начнёт поднимать температуру на весь вагон с +23 до упора, потому что у нас в купе от силы +18. Мы пообещали вообще не выходить и закрылись на запор.
Оставили из света только малюсенькие приголовные светильники верхних полок в качестве ночника, после чего Костя, как всегда, уснул мгновенно, а мне потребовалось на это минут двадцать.
Это надо записать в транспортные скрижали: Касым уснул в ПДСе!!! А всё потому что был свежий воздух. Я сто раз говорил, дайте мне прохладу, и мне больше ничего не надо. Я поэтому даже зимой дома сплю с включённым кондеем. +23 с притоком свежего воздуха, батарея отопления, выжигающая кислород, подавлена и побеждена, и как итог сон младенца в моём исполнении может длиться вечно.
Но обернулся свежак против меня. Когда после Черустей поезд набрал максимальную скорость, я проснулся от страшного грохота, что шёл через открытую форточку. Вагон и до этого люто гудел, до закладывания ушей, но тут уж удвоилось по громкости. Дело шло к Вековке, поспал я уже два часа, что было вполне приемлемо, и я решил пойти покурить и поснимать ночную станцию с её перецепкой электровоза, ибо Вековка - станция стыкования, а значит тягу постоянного тока Московской Железной Дороги надо сменить на тягу переменного тока дороги Горьковской.
Но в 3:32 меня ждал жестокий облом. Проводницы спали, двери вагонов были закрыты и открывать их никто не собирался. Народ - а это было несколько человек, не только я - настроившись на покурить на улице и зайти в круглосуточные вековские магазины и закусочные метался по коридорам с вопросам "какого х..." Заспанная проводница соседнего третьего вагона всё объяснила, когда я спросил "а собсна с какого двери не алё?"
- Никогда на Вековке не открываем.
- Как это никогда? Сколько тут езжу, всегда открывали.
- Наш 72-й поезд никогда на Вековке не открывает.
Ответ был предельно ясен, разговор был исчерпан, я пошёл обратно спать. Но сначала выключил в купе весь свет и попробовал сфотографировать Вековку через окно, благо дождик его основательно помыл в пути. Вроде получилось...
Но не успел я задремать, как в дверь купе постучали. 4:35. До Мурома оставалось двадцать минут, пора было подыматься и собираться на выход.
Отправившись из Вековки с опозданием в четыре минуты, в Муром мы прибыли на две минуты раньше, в 4:54.
И это сразу легко объяснилось. Вдоль поезда в сторону первого вагона бежали полицейские и бригада скорой помощи.
Поначалу мы даже не обратили на это внимание, но когда наш поезд, имея двухминутную стоянку по Мурому-I, не отправился ни через три, ни через пять минут, стало немного тревожно за поездку, ведь наша электричка должна была идти по тому же пути в том же направлении, где прямо сейчас происходила серьёзная задержка движения...
ПАНОРАМА станции Муром-I. Вот как раз реанимобиль попал в кадр.
И фото вокзала.
Мы зашли на вокзал, купили в только что открывшейся кассе билеты до Нижнего Новгорода, узнали, где будет посадка на электричку и тотчас же выдвинулись в ту сторону. Наш 72-й поезд уже ушёл, простояв лишние минут 10. От первого вагона санитары и полиционеры несли к реанимобилю мягкие носилки, в которых был человек. По положению тела и рук, мне показалось, что он ещё был жив. Дай бог ему здоровья.
Начинал накрапывать дождик. Идти нам предстояло мимо очередного музейного паровоза, от которых меня давно тошнит, но не сделать фотографию для ценителей железных дорог и ретро-подвижного состава я не мог.
А сразу за ним, в самом дальнем тупике вокзала уже стояла под парАми наша ЭД9Т до Нижнего. Особенно радовал бортовой номер - 23. Моя цифра.
Забавно, что нам попался необычный борт. Электричка приписки не Горьковской, а Приволжской Железной Дороги. Может, передали, но не перекрасили?
Мы заняли места у тамбура, чтобы ближе было бегать делать фотки, во втором из четырёх вагонов. Поскольку я предположил мега-посадку по Арзамасу-II, а она, как правило, идёт в первые вагоны, надо было максимально удалиться в хвост, но не в самый хвостовой, оттуда не сфоткать вокзальные строения, да и не забыть, что в Арзамасе меняется голова поезда, то есть там наш вагон становился третьим. Пока пусто, едем во втором, как станет много - не меняя места окажемся в третьем.
Разместившись в ламповом и сильно натопленном интерьере, я пошёл покурить и тут же на улице столкнулся с помощником машиниста. Разумеется, я не мог не воспользоваться случаем и сразу спросил его:
- Извините, можно один вопрос? А правда, что в Арзамасе к нашей электричке цепляется ещё одна из Сергача?
- Кто сказал? - изумился он.
- В интернете так пишут, - я решил не сдавать авторитетных людей с форума.
- Десять лет назад? - выдал поммаш и побежал в сторону первого вагона.
- То есть нет? Сергачские просто пересаживаются из одного поезда в другой?
- Да...
Ну, к сути произошедшего диалога, а главное к итогам этого разговора мы ещё вернёмся в самом начале второй части, а покамест я поспешил в вагон и попросил Костяна написать об этом на форум, правда, забыв, что он бывает крайне лаконичен, поэтому в итоге в сеть наша беседа с поммашем не попала, хоть я Косте её и пересказал. Надо было надиктовать сообщение. Но было не до этого.
Ибо минута в минуту, точно по расписанию, мы выдвинулись в сторону Арзамаса. Отставание десять минут нашего 72-го поезда из-за вызова скорой не сказалось на графике движения. Это было радостно.
Платформа Городская, где посадка оказалась даже выше, чем на вокзале Муром-I.
И сразу же река Ока, далеко не в первый раз за этот день.
Навашино.
Родяково.
324-й километр.
Степурино. Где произошёл показательный момент. Мы остановились, но двери не открывались. Справа шёл гул приближающегося товарного. И только когда его головные вагоны пролетели мимо, двери нашего поезда открылись. Мы с Костей сразу поняли, почему всё произошло именно так. Представьте опечатанного современного подростка - капюшон и наушники. Или ребёнок - они просто ломятся куда им надо. Или просто человек-дурак - двери открылись и бегом по прямой. Двери не открывались, чтобы спасти глупым людям жизнь. Это очень круто на мой взгляд. Но если это прописано в инструкциях машинистов, значит, были прецеденты, ибо все инструкции написаны кровью.
Далее станция Тёша. Костя всё сокрушался, что нет белой краски пририсовать маленькую закорючку к букве "Ш".
Венец. Если ехать обратно, то получается весьма символично: сначала Венец, потом Тёща.
Саконы.
Мухтолово.
Балахониха. Мне почему-то сразу вспомнился балахон с Джимом Моррисоном, что в 1998 году дал мне Лёха Рассыпнов перед поездкой в Питер, чтоб я не замёрз там нафиг, когда мы должны были ночевать на Финском заливе...
На фото выше особенно круто, что подбашмаченные вагоны разорваны по пешеходному переходу. Пусть не всегда, пусть иногда, но о людях у нас вспоминают.
386-й километр.
Костылиха.
393-й километр.
Шумлейка. Ни шума не было, ни лейки.
Слезавка.
404-й километр. Остановочный пункт не найден.
409-й километр, что уже в границах города Арзамас. Высадка была огромная, половина всех пассажиров поезда вышла, если не больше.
Наш электропоезд прибывал на станцию Арзамас-II с небольшим опозданием, чтобы впитать в себя всех, кто уже приехал на электричке из Сергача...
Продолжение следует...
ЧАСТЬ 2 ТУТ